Инновационные процессы в создании современного урока




Сторінка1/4
Дата конвертації14.12.2017
Розмір1,47 Mb.
  1   2   3   4
Государственное профессиональное образовательное учреждение

Макеевский профессиональный машиностроительный лицей



Инновационные процессы

в создании современного урока

(педагогический опыт)



Аболмасова Д.И.



Макеевка

2016


Аболмасова Д.И. преподаватель русского языка и литературы ГПОУ Макеевского профессионального машиностроительного лицея высшей категории. тел: 0507602021

Рецензенты: Кубрак С.Н. преподаватель высшей категории ГПОУ «Донецкий лицей профессионально-технического образования», Гончарова Л.Ф. преподаватель украинского языка и литературы ГПОУ Макеевского профессионального машиностроительного лицея.

Аннотация:

Методическое пособие посвящено инновационным процессам в создании современного урока, интерактивным методам, которые помогут преподавателю построить учебно-воспитательный процесс интересным, разнообразным, эффективным, технологиям, которые дают возможность раскрыть творческие способности студентов средствами художественного слова.

Автор дает образцы методических разработок уроков с применением инновационных технологий, которые предвидят активную коммуникацию, взаимодействие между студентами.

Пособие может пригодиться молодым специалистам, преподавателям гуманитарного цикла в подготовке и проведении уроков.

Рассмотренои одобрено Учебно – методическим советом

УМЦ ПТО Протокол № 14 от 22.02.2016 г.

Содержание

Инновационные процессы в создании современного урока 4



Образцы методических разработок уроков:

Тема уроку: Добро і зло у світовій літературі 15

Тема урока: Сведения о жизни и творчестве С. Есенина. Лирика. 29

Тема уроку. Довгі ридання скрипок осінніх. 42

Тема уроку: Ідеал природної красив образі Наташі Ростової. 49

Тема урока: Жизненный и творческий путь Эрнеста Хемингуэя. 58

Тема урока : Хлеб – всему голова. 74

Тема уроку: Творчість Ф. Тютчева і А. Фета – незгасаючий

вогонь чистої російської поезії. 90

Инновационные процессы

в создании современного урока

Преподаватель – это тот источник, от которого создаются большие реки, это зерно, с которого вырастает урожай.

Педагогом не может быть тот, кто не помнит собственного детства, кто не переноситься в сложный и своеобразный мир детских мечтаний, чувств и переживаний. Такой педагог просто будет оторван от своих воспитанников. Но это вовсе не значит, что педагог должен как-то приспосабливаться к детям, плестись в хвосте их интересов, стремлений и потребностей. Искусство педагога состоит в том, чтобы с высот своей образованности и жизненной мудрости, опираясь на выводы психологии и педагогики, творчески используя их в своей повседневной работе, проникать в самые далекие галактики детского мира, глубоко и чутко понимать этот мир, побуждать, а не понуждать своих питомцев на овладение знаниями, на добрые дела и поступки. Великая сила любви должна двигать педагога, быть мощным локомотивом всей его деятельности. Он не только всегда идет впереди, но и формирует сознательность молодого поколения. Поэтому деятельность педагога не может быть оторвана от жизни, потому что дети есть составной этой жизни.

Профессия педагога в самом высшем смысле гуманистична. Человек своим трудом преобразует природу. Но труд педагога тем ценен и велик, что он формирует природу самого человека.

Принцип вариантности образования дает возможность педагогам выбирать и конструировать учебный процесс на

основе новых идей и технологий. Я работаю над проблемой «Инновация как условие эффективной организации учебно – воспитательного процесса».

Инновация – процесс создания новых технологий методов, способов для решения современных педагогических проблем, которые приносят существенные изменения в результаты педагогического процесса.

Для преподавателя урок – основная структурная единица учебно-воспитательного процесса. Современный урок – это далеко не однообразная и единая структурно-содержательная схема. Поэтому каждый преподаватель определяет для себя те формы работы, которые для него наиболее приемлемы – одновременно «урок – это зеркало общей и педагогической культуры преподавателя, мера его интеллектуального богатства, показатель его мировоззрения и эрудиции». (В. Сухомлинский).

Личная практика показала, что реальная ценность урока – результат, уровень усвоения материала. Хорошая методика развивает не только студентов, но и преподавателя. Сколько существует хороших методов? На этот вопрос можно ответить словами Д. Гойа: «Хороших методов существует ровно столько, сколько существует хороших учителей». В. Сухомлинский писал: «Нельзя передать опыт – можно передать идею», на основе этой идеи искать свои интересные методы, создавать свою методику. Хочу сказать, что структура урока зависит от многих факторов: темы, цели, ожидаемых результатов, уровня подготовленности учащихся. На уроках литературы и языка новые технологии обучения направлены на развитие таких способностей: умение видеть проблемы, выявлять противоречия, выдвигать оригинальные идеи, анализировать, синтезировать информацию, осуществлять поиск, исследовательскую работу.

Сегодня урок рассматривается не только как деятельность педагога, другими словами, как форма обучения, но и как деятельность учащегося. Современный педагог – это творческая личность, педагог – фасилитатор. Готовясь к уроку, пытаюсь охватить как можно больше материала, чтобы урок был интересным и содержательным. Чтобы воспитать у студентов культуру речи, умение локанично высказывать свои мысли, культурно общаться между собой, со взрослыми и родителями, на своих уроках применяю интерактивные технологии, которые и предвидят активную коммуникацию, взаимодействие между учащимися. Чтобы уроки были познавательными, интересными использую разнообразные типы уроков:



  • урок – экскурсии;

  • урок – литературное кафе;

  • урок – лекции;

  • урок – пресс-конференция;

  • театрализованные уроки;

  • видео-уроки;

  • урок – соревнования;

  • урок – аукцион.

Эти типы уроков развивают познавательные и эстетические интересы студентов, развивают их творческие возможности средствами художественного слова, формируют гуманистическое мировоззрение, воспитывают художественные ценности, чувства патриотизма.

Применение интерактивных технологий выдвигает определенные требования к структуре уроков, которые по О.Пометун, состоят из пяти элементов:



  • мотивации;

  • объявление, представление темы и ожидаемых результатов;

  • представление необходимой информации для решения задания;

  • интерактивное задание – центральная часть занятия;

  • подведение итогов, оценивание результатов урока.

Мотивация. Цель этого этапа – сфокусировать внимание студентов на проблеме и вызвать интерес к обсуждению темы. Мотивация есть своеобразной психологической паузой, которая дает возможность студентам осмыслить, что они начнут изучать другой (после предыдущего урока) предмет, что перед ними другой преподаватель и совсем другие задания. Кроме того, каждую тему, которая планируется усвоить со студентами, соответственно к фундаментальным положениям теории психоло-философского познания, можно реально считать освоенной, если она стала для развития в субъекте собственных новообразований в его когнетивной сфере, сознательности, эмоциональной сфере. Субъект обучения должен быть настроен на эффективный процесс познания, иметь в нем личностную, собственную заинтересованность, сознавать, что он сейчас будет делать. Без возникновения этих мотивов обучения, мотивации учебной деятельности не может быть эффективного познания.

С этой целью могут быть использованы приемы, которые создают проблемные ситуации, вызывают у студентов удивление, интерес к содержанию материала, процессу их получения. Это может быть короткий рассказ преподавателя, беседа, демонстрация наглядности, несложная интерактивная технология («Мозговой штурм», «Микрофон», «Незаконченное предложение» и т.д.). Мотивация четко связана с темой урока, она психологически готовит студентов к ее восприятию, настраивает их на решение определенных проблем. Как правило, материал, который предлагается для обсуждения во время мотивации, в конце подытоживается, становится «мостиком» для представления темы урока. Так, например, при изучении темы урока «Жизненный и творческий путь С.Есенина» использую прием мотивации – презентация опережающего домашнего задания. Первая группа студентов получила задание: оформить и представить выставку книг о С. Есенине. Вторая группа – нарисовать рисунки, перекликающиеся с лирикой С.Есенина. Презентацию провожу в начале урока. После представления презентации следует вопрос преподавателя:



  • какая тема объединяет информации первой презентации и второй?

Таким образом, подходим к представлению темы нашего урока.

Сообщение, представление темы и ожидаемых учебных результатов.

Цель – обеспечить понимание студентами содержания их деятельности, т.е. того, чего они должны достичь на уроке, чего от них ждет преподаватель. Чтобы определить для себя будущие результаты урока, студенты иногда имеют возможность озвучить личное отношение к сути и структуре выбранных способов учебной деятельности, спланировать свои действия по усвоению и применению информации. Тогда формирование ожидаемых результатов урока будет выглядеть по-другому.



Представление необходимой информации.

Цель этого элемента урока – дать студентам достаточную информацию для того, чтобы на ее основе они могли выполнить практические задания за минимально короткое время. Это может быть мини-лекция, чтение текста по учебнику, ознакомление с раздаточным материалом, усвоение информации при помощи технических средств обучения, компьютерной технологии. Для экономии времени на уроке, для достижения максимального эффекта урока, я даю студентам информацию заблаговременно. Эта часть урока занимает 10 – 15 % времени.



Интерактивное задание- центральная часть занятия. Ее цель – освоение учебного материала, достижение результатов урока. Интерактивная часть урока должна занимать приблизительно 50 – 60 % времени урока. Обязательными есть такая последовательность и регламент проведения интерактивного задания:

  • инструктирование – преподаватель рассказывает студентам о цели задания, правилах выполнения, последовательности действий и количестве времени, которое отводится на выполнение задания. (2-3 минуты);

  • объединение в группы или распределение ролей. (1-2 минуты);

  • выполнение задания, в котором преподаватель выступает как организатор, помощник, ведущий дискуссию, дает участникам максимум возможностей для самостоятельной работы и общения друг с другом. (5-15 минут).

Рефлексия – важный компонент интерактивного обучения на уроке. Она дает возможность студентам и преподавателю:

  • выяснить, чему они научились;

  • вспомнить детали своего опыта и получить реальные жизненные представления о том, что они думали и что ощущали, когда впервые столкнулись с той или иной учебной технологией;

  • оценить собственный уровень понимания и усвоения учебного материала;

  • сравнить свое восприятие с мыслями, взглядами, чувствами других;

  • увидеть реакцию студентов в процессе обучения и внести необходимые коррективы.

Рефлексия осуществляется в разных формах

При подготовке к уроку планирую разные организационные формы обучения. Чередовать организационные формы обучения необходимо таким образом, чтобы в них использовались все формы обучения (индивидуальные, групповые и фронтальные), каждая из которых позволяет развивать определенные качества и формировать определенные умения и навыки. Например, фронтальный или групповой характер занятий, вызывающий дух соперничества между студентами, стимулирует их познавательную активность: способствует развитию их творческих способностей, формирует дисциплинированность, старательность, товарищество и другие моральные качества.

На своих уроках применяю интерактивные формы организации работы со студентами:


  • работа в парах (2 учащихся);

  • работа в звеньях (4 учащихся);

  • кооперировано-групповая (5 учащихся);

  • дифференцированно-групповая форма (10 учащихся);

  • индивидуально-фронтальная форма.

Работа в парах. Я считаю, что эта технология особенно эффективна. Ее можно использовать для достижения любой методической цели. Благодаря парной работе все студенты получают возможность говорить, высказываться. Работа в парах дает возможность подумать, обменяться идеями с партнером и только тогда озвучить свои мысли перед аудиторией. Она способствует развитию навыкам общения, умению высказываться, умению переубеждать и вести дискуссию. Индивидуальные и парные интерактивные технологии обучения, содержат в себе самостоятельную работу студентов: творческую работу, исследовательскую, защиту проекта и др.

В основе кооперативной технологии – групповая работа учащихся:



  • карусель;

  • аквариум;

  • синтез мыслей.

При фронтальном опросе студентов использую методы: «Микрофон», «Мозговая атака», «Незаконченное предложение», метод «Пресс» и др. Для обучения категории студентов, которые не имеют достаточных знаний с разных причин, главная из которых – слабое обучение, т.е. отсутствие (или слабое развитие) умения учиться, использую на уроках особенно активные формы и методы обучения, в которых соединяются игровые моменты, заинтересованность, доступность усвоения, индивидуальная работа со студентами.

На уроках применяю технологию проблемного обучения, которая базируется на организации учебной деятельности с созданием проблемных ситуаций, вследствие чего студент овладевает знаниями, умениями, навыками, развивает умственные способности.

Также в работу включаю систему методов, которые направлены не на сообщение знаний, их запоминание и воспроизведение, а на организацию работы студентов самостоятельно добывать знания, на формирование умений и навыков в процессе познавательной деятельности. Это обучение в игре (ролевые игры, инсценирование), технологии имитации (решение ситуационных задач). Я убедилась, дидактическая игра полезна тем, что обеспечивает высокий уровень умственной деятельности, активизирует студентов, дает возможность подключить к работе память, эмоции, представление, речь. Кроме того игры помогают обрабатывать материал так, чтобы студенты приобретали практические умения и навыки.

Цель моей работы – научить студентов получать эстетическое наслаждение от приобщения к литературе, учить самостоятельно учиться, внимательно читать, думать, логически и последовательно выражать свои мысли, работать творчески, объективно оценивать свою работу и работу своих товарищей на уроках литературы и языка. Утверждаю уважение студентов к принципам общечеловеческой морали: гуманизму, патриотизму, воспитываю уважение к родителям, женщине, культурно – национальным, историческим ценностям, интерес к мировой литературе. И в этом мне помогают инновационные технологии.

Моя задача как преподавателя – создать условия для развития инициативы студентов. В таком процессе обучения они выступают не пассивными учащимися, а полноправными участниками, их опыт не менее важен, чем опыт преподавателя. Я не даю им готовых знаний, а побуждаю к самостоятельному поиску. При этом очень важно, чтобы диалог проходил на равных условиях. Пусть студенты в чем-то ошибаются, но это их самостоятельные шаги. Тактичными подсказками, доброжелательными замечаниями корректирую ход мыслей. И моя роль, роль преподавателя, становится ролью одного из партнеров. Для осуществления педагогического процесса использую ряд педагогических умений: гностические, проективные, организаторские, коммуникативные.

Подведение итогов:


  • объяснить содержание обработанного материала;

  • сравнить реальные результаты с ожидаемыми;

  • проанализировать, почему произошло так или по- другому;

  • сделать выводы;

  • закрепить или откорректировать усвоенное;

  • наметить новые темы для обсуждения

Образцы методических разработок уроков

Тема уроку. Добро і зло у світовій літературі.

Мета уроку: дати поняття словам добро і зло. Викликати інтерес до теми уроку.

Вчити учнів знаходити паралелі між добром і злом у творах світової літератури.

Розвивати навички аналізу, логічне мислення учнів, усне мовлення, робити висновки.

Формувати навички роботи у складі творчих груп, висловлювати власну думку.

Виховувати доброзичливе ставлення до інших, почуття взаємодопомоги, взаємодовіри, взаєморозуміння, морально-етичні норми життя.

Тип уроку: вивчення нового матеріалу.

Метод уроку: урок-бесіда з елементами аналізу художніх творів, дослідницької роботи, самостійної роботи, інтерактивними вправами.

Обладнання: мікрофон, філософський словник, портрети Ф.Достоєвського, М. Булгакова, ілюстрації до роману «Злочин і кара».

ТНЗ: Комп`ютер. Уривок із кінофільму «Майстер і Маргарита».
Епіграф.

«Раз добром зігріте серце вік не прохолоне»

Т.Г.Шевченко.

Хід уроку.

I. Організаційний момент.

II. Мотивація навчальної діяльності.

1. Випереджувальне домашнє завдання.

Учні зачитують підібрані ними прислів`я, приказки та вислови великих письменників та філософів про добро та зло.

Презентація творчих робіт (учні одержували випереджувальне домашнє творче завдання).

I група - представляє малюнки учнів про добро і зло.

II група - інсценування уривка із трагедії В.Шекспіра «Ромео і Джульєтта».

III група - підібрала і виконує пісню про добро і зло.



Викладач. Яка тема об`єднує усі ці творчі роботи учнів? (Тема добра і зла). Саме про ці вічно суперечливі філософські категорії ми і будемо говорити сьогодні на уроці.

Оголошення теми, мети та завдань уроку.

Вступне слово викладача (підготовка учнів до сприйняття матеріалу).

У світі борються два незалежних і самостійних начала добра і зла. Як на Землі сонячні промені є джерелом і світла, і тьми, так і добро і зло завжди ідуть поряд. Кожен з нас рано чи пізно ставить перед собою питання «Хто Я?» «Навіщо живу у світі?» «Що є добро, а що - зло?»

Самостійна робота учнів з філософським словником.

Завдання. Знайдіть трактування слів «добро» і «зло» у філософському словнику.

Добро - категорія етики, що означає сукупність позитивно оцінюваних класом, суспільством або окремими людьми умов життя, а також моральних дій, принципів і норм поведінки.

Відповідно.

Зло - це категорія, яка означає негативні явища в суспільному і особистому житті людини, що становлять предмет морального засудження.



Викладач. Отже, добро і зло – це категорії, які вживаються при моральній оцінці окремих явищ, вчинків, мотивів діяльності людини. Що ж про це говорить Святе Письмо?

Бог створив світ – це було добро. Але перші люди, Адам і Єва, зігрішили – це було зло, і були вигнані Богом із раю. Боротьба добра і зла – це яскравий приклад відносин між дітьми перших людей Каїном і Авелем. Навіщо ж тоді зло на світі? Можливо для рівноваги, для спокути гріхів, для їх розуміння.

Метод «Мікрофон». Продовж речення.


  • Зараз ми спробуємо висловити свої думки у мікрофон. Я починатиму фразу, а ви її продовжте, будь ласка.

(Викладач говорить у мікрофон слова: «Мені добре, коли мої рідні здорові».

Потім передає мікрофон учням, кожен висловлює свою думку на стандартний початок:

Мені добре, коли …

Мені зле, коли …

Сенс мого життя…

Добрий вчинок – це …

Щастя – це…

Зло – це…



Викладач. Який випливає висновок із цих висловлювань?

Учень. Висновок. Висловлювання учнів несуть у собі як добрі, позитивні якості і вчинки людини, так і негативні. Добро і зло ідуть поряд.

Робота учнів у групах. Завдання.

Які асоціації виникають у вас від поняття «добро» і «зло»? Дібрати і подати слова у формі (метод «Асоціативний кущ»).

I група добирає асоціації до слова добро.

Добро – чесність, щастя, совість, світло, любов, гуманізм, радість, ввічливість, життя.

II група добирає асоціації до слова зло.

Зло – біль, страждання, сльози, горе, муки, смерть, трагедія, вбивство, грубість.

Викладач. Пригадайте, будь ласка, хто із письменників світової літератури розкриває у своїх творах проблему добра і зла? (відповіді учнів).

Демонстрація уривка із художнього фільму «Майстер і Маргарита».



Бесіда з учнями.

1)Як називається і хто автор твору?

2)Де відбуваються події?

3)Назвіть спільні, об`єднуючі мотиви, які виникають у творі? (Це мотиви гідності і підлості! Чесності і зради! Любові і ненависті!... Тобто мотиви добра і зла)



4) В яких епізодах твору спостерігається боротьба добра і зла?
  1   2   3   4


База даних захищена авторським правом ©uchika.in.ua 2016
звернутися до адміністрації

    Головна сторінка