Конспект лекций для студентов всех специальностей направления «Инженерная механика»



Скачати 14,54 Mb.
Сторінка1/145
Дата конвертації25.01.2019
Розмір14,54 Mb.
ТипКонспект лекций
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   145
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ

ДОНБАССКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНАЯ АКАДЕМИЯ
ВЗАИМОЗАМЕНЯЕМОСТЬ,

МЕТРОЛОГИЯ,

СТАНДАРТИЗАЦИЯ

Конспект лекций для студентов всех специальностей направления «Инженерная механика» Издание 2-е, стереотипное




Утверждено

на заседании кафедры ОКММ

Протокол № 7

от « 17 » февраля 2004 г.

КРАМАТОРСК ДГМА 2004
УДК 621.01

Взаимозаменяемость, метрология, стандартизация: Конспект лекций для студентов всех специальностей направления «Инженерная механика»/А.П.Мартынов. – 2-е изд., стер. — Краматорск: ДГМА, 2004. — 180 с.

В курсе лекций изложены основные вопросы стандартизации и взаимозаменяемости изделий машиностроения, а также метрологические аспекты при производстве продукции.

Рассмотрены принципы и методы обеспечения взаимозаменяемости разных видов соединений, расчет и выбор точностных параметров при проектировании изделий и метрологического обеспечения качества, их особенности в условиях перехода к рыночной экономике.

Описаны принципы и методы стандартизации, а также нормативная база в области стандартизации и метрологии в Украине.

Рекомендуется для студентов направления 6.0902 «Инженерная механика».

Составитель А. П. Мартынов, доц.

Ответственный за выпуск С. Г. Карнаух, доц.





В силу объявленного моего предложения на каждую орудийную вещь мастерам порознь иметь меры или по заводскому обыкновению называемые лекалы за заводским клеймом или печатью оружейной канцелярии, аккуратные, по которым каждый пропорциею всякую вещь проверить мог.

Без того одна другой во всем точность равенства не имеют, потому что дело оных происходит глазомерством, отчего неминуемо при приемке в полки должна быть переправка и в том напрасно времени потеряние.

(Из распоряжения генерал-фельдцех-мейстера П. Шувалова по тульскому оружейному заводу, 1761 г.)

Обращение к аудитории


Дисциплина «Взаимозаменяемость, метрология, стандартизация» является одной из важнейших дисциплин, изучаемых студентами всех специальностей направления «Инженерная механика».

Хотя в аббревиатуре дисциплины (ВМС) буква С стоит в конце, на самом деле, как Вы потом убедитесь, стандартизация является сердцевиной курса.

Нашу жизнь трудно себе представить без стандартов. С момента, когда Вы просыпаетесь утром, и на протяжении всего дня стандарты в том или ином виде помогают сформировать Ваш день, сделать его более простым, комфортным и просто более удобным. Представьте, например, что Вы не можете получать деньги из банкомата только потому, что Ваша карточка чересчур велика, чтобы попасть в гнездо; представьте батарейки, которые почему-то не подходят к Вашему плееру (и тогда — до свидания, любимая музыка по дороге в ДГМА), представьте Интернет без стандартизованной системы правил обмена данными.

Особенно большое значение стандартов в машиностроительном производстве. Это обусловлено значительным усложнением конструкций машин, оборудования и механизмов, автоматизацией технологических процессов и управления самими машинами, повышением требований к их надежности, долговечности, точности, и экономичности. Стандарты позволяют обеспечить взаимозаменяемость узлов машин при их изготовлении и в эксплуатации. В последнем случае, как Вы понимаете, это означает возможность замены любой детали узла другой однотипной с обеспечением при этом эксплуатационных характеристик машины; что же касается процессов проектирования и изготовления машин, то здесь понятие это намного сложнее и входит в предмет нашего рассмотрения.

В условиях рыночной экономики, развития международной торговли и обеспечивающих ее видов деятельности успех отдельных предприятий и фирм на внешнем и внутреннем рынке полностью зависит от того, насколько их продукция соответствует стандартам качества. Кстати, взаимозаменяемость и метрологические нормы, правила, требования и положения, обеспечивающие достоверность и единство измерений, включены в перечень обязательных требований стандартов наряду с такими как требования, обеспечивающие безопасность продукции для жизни, здоровья и имущества граждан, охрану окружающей среды.

Вы, наверное, понимаете, почему выполнение машиной служебного назначения, а также такие ее характеристики как взаимозаменяемость, качество, надежность зависят от Вас, конструктора или технолога — первые проектируют машину, устанавливая в чертежах технические требования по точности геометрических форм деталей и соединений, а вторые разрабатывают технологические процессы изготовления и сборки машин таким образом, чтобы обеспечить при этом упомянутые требования чертежа. Однако и те и другие должны хорошо представлять себе (а технологи даже обязательно указывают в картах техпроцессов), как и чем можно проконтролировать выполнение этих требований при изготовлении — а это уже из области метрологии — науки, занимающейся методами и средствами измерения физических величин.

Таким образом, основная цель изучения дисциплины — научить Вас правильно назначать и обозначать в чертежах допуски, посадки, шероховатость и другие технические требования в соответствии со служебным назначением деталей и узлов, грамотно пользоваться соответствующими стандартами, правильно представляя при этом методы и средства контроля, а во многих случаях и технологические методы достижения задаваемой Вами точности при изготовлении.

Чтобы Вам проще было, хоть в какой-то мере, понять, чему конкретно учит наука дисциплины, взгляните внимательно на эскиз наиболее распространенной детали в узлах машин — простого валика (часто он намного сложнее!), устанавливаемого на подшипниках качения в корпусной детали, имеющего шейку 63k6 для посадки на нее зубчатого колеса и передающего нагрузку (крутящий момент) посредством шпонки (рис. 1).



Что Вам понятно из представленной на эскизе информации или хотя бы знакомо, исходя из того, чему Вас учили до сих пор? Пожалуй, только то, что это тело вращения в виде ступенчатого валика. Даже некоторые его размеры (63 и 71) вызовут у Вас недоумение — такие они «некрасивые». Ну, почему, действительно, не указать соответственно 60 или 65 и 70? А ведь такое предложение «не проходит», как Вы убедитесь при изучении курса, и эти размеры в эскизе указаны верно. Впрочем, инженер вообще не назвал бы это размерами, а только номиналами или номинальными размерами — размер в любой технической документации, а тем более в чертеже указывают полным его обозначением — в нашем случае 63k6, например.






Рисунок 1 — Эскиз вала

Все остальные условные обозначения в чертеже или, если воспользоваться выражением из Панаса Мырного, «крючкы, гачкы та ковбасы», для Вас пока «terra incognita».

Для того, чтобы разработать даже этот сравнительно простой чертеж или прочесть его, необходимо многое познать, усвоить и попрактиковаться на примерах.

Хорошо освоив дисциплину, Вы не только сможете заложить фундамент Вашего инженерного мышления в области проектирования, изготовления и контроля продукции, но и встретите много интересного. Вы, например, с удивлением узнаете, что развитых странах среди производителей продукции бытует поговорка «Главный конструктор и главный технолог враждуют семьями» (а ведь у них общее дело — выдавать изделия высокого качества!), что СПИД — это не только «чума XX века», что разница между микрóметром и микромéтром не только в ударениях, что в бывшем СССР в каждом стандарте присутствовала запись «Несоблюдение стандарта преследуется по закону», а теперь таких приписок нет, Вы поймете смысл несколько загадочного эпиграфа к данному курсу лекций…

Мы не только подготовим Вас впервые по-настоящему (здесь совместно с дисциплиной «Основы конструирования механизмов и машин») к выполнению курсовых и дипломному проектам, а вначале, как выражаются на Западе, к «получению степени бакалавра», — мы расширим Ваш кругозор и расскажем, почему у нас нет теперь знака качества, зато есть знак соответствия, почему в Англии, в отличие от большинства стран мира, пиво продают не на литры, а на пинты, и, кстати, заодно научим Вас… покупать хорошее пиво.

Мы не будем Вас убеждать в том, что для этого надо регулярно заниматься, усваивая постепенно разделы курса — это всегда правильно, для любой области знаний. Скажем лишь однако, что, в отличие от большинства других дисциплин, в нашем курсе чрезвычайно важно на первых порах усвоить, понять основные положения, термины и определения, а также фундаментальные предпосылки создания систем допусков и посадок — Вы убедились даже на примере простого эскиза вала, что до сих пор буквально ни о чем подобном Вам не говорили (до изучения, скажем, непростого курса «Основы конструирования механизмов и машин» термины «напряжения», «момент», «плечо», «давление», «изгиб», «кручение» и многие-многие другие, которыми оперирует эта дисциплина, Вам все-таки уже были известны и понятны).

За многие годы чтения курса лекций по дисциплине «Взаимозаменяемость, метрология, стандартизация» мы убедились, что недооценка специфики и относительной новизны дисциплины является основным препятствием для успешного освоения курса и что здесь уместно привести высказывание Ф. М. Достоевского: «Сделать новый шаг, произнести новое слово — это то, чего люди боятся больше всего».

И еще одна особенность. Сложность дисциплины — в органической связи рассматриваемых положений и технических решений с вопросами, относящимися к выполнению изделием служебного назначения и технологии изготовления и сборки (чаще всего, здесь, выражаясь языком философии, имеет место «закон единства и борьбы противоположностей»), а также к контролю готовой продукции, обеспечению ее качества и конкурентоспособности — как правило, большинство этих вопросов Вы «еще не проходили».

К сожалению, в соответствии с учебным планом ДГМА по этой дисциплине для большинства специальностей не предусмотрены практические занятия, что, как показал многолетний опыт, сильно затрудняет изучение материала. Поэтому рекомендуем осваивать курс лекций совместно с пособием [40], где приведены необходимые таблицы, примеры, выдержки из стандартов и практические рекомендации.

Уместно отметить, что справочные материалы и рекомендации, помещенные в различных стандартах, руководящих материалах, справочниках, разрозненны и не охватывают всех наиболее часто встречающихся случаев назначения точности при проектировании изделий. Наиболее полным изданием является справочник Допуски и посадки: Справочник. В 2-х ч. / В. Д. Мягков и др. — Л.: Машиностроение, 1982-1983 г., который в последнее время становится едва ли не библиографической редкостью. К тому же со времени его издания пересмотрены или отменены некоторые стандарты, потеряли смысл стандарты СЭВ и появились государственные стандарты Украины.

Но самое главное — при переходе к рыночной экономике у конструкторов и технологов должно резко измениться отношение к назначению пределов точности как одного из важнейших параметров качества машиностроительной продукции, все более становящегося определяющим фактором конкурентоспособности товаров.

Для более углубленного изучения отдельных аспектов, связанных с обеспечением взаимозаменяемости, совершенствованием стандартизации и развитием методов контроля и повышением качества выпускаемой машиностроительной продукции, с компьютеризацией методов расчета на точность машин и механизмов приглашаем Вас к участию в научных исследованиях, проводимых на кафедре ОКММ академии.

Курс лекций составлен на основе согласованной с выпускающими кафедрами академии рабочей программы дисциплины «Взаимозаменяемость, метрология, стандартизация» с учетом достигнутого состояния стандартизации в Украине и современных представлений о качестве продукции и конкурентоспособности в условиях рыночной экономики.

Поэтому предпринята попытка в свете изложенных представлений предоставить в распоряжение студентов теоретическое положение в виде конспекта лекций и практическое пособие [40], которые позволят хорошо усвоить материал и использовать оба пособия:



  • для выполнения РГР и лабораторных работ по дисциплине «Взаимозаменяемость, метрология, стандартизация»;

  • для подготовки к опросам и контрольным работам в ходе реализации рейтинговой системы обучения в ДГМА;

  • для подготовки к экзаменам по дисциплине;

  • для курсового и дипломного проектирования;

  • для подготовки к сдаче госэкзамена на получение квалификации бакалавра.




  1. Каталог: metod -> opm
    metod -> Індивідуальний характер перевірки
    opm -> Програма навчальної дисципліни «Теорія механізмів І машин»
    opm -> Програма навчальної дисципліни «Теорія механізмів І машин»
    opm -> Програма навчальної дисципліни «Теорія механізмів І машин»
    opm -> Робоча програма навчальної дісципліни взаємозамінність, стандартизація та технічні вимірювання
    opm -> Програма нормативної навчальної дисципліни підготовки бакалавр
    opm -> Програма навчальної дисципліни підготовки бакалавра напрямів 050502 «Інженерна механіка»
    opm -> Робоча програма навчальної дісципліни взаємозамінність, стандартизація та технічні вимірювання
    opm -> Робоча програма навчальної дісципліни управління якістю та взаємозамінність
    opm -> Робоча програма навчальної дісципліни стандартизація, метрологія І контроль


    Поділіться з Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   145


База даних захищена авторським правом ©uchika.in.ua 2019
звернутися до адміністрації

    Головна сторінка