Молочанский увк «оош І-ІІІ ступеней – гимназия» Опыт работы учителя физики Пихоты Наталии Михайловны




Скачати 249,84 Kb.
Сторінка1/2
Дата конвертації13.06.2017
Розмір249,84 Kb.
  1   2
Молочанский УВК

«ООШ І-ІІІ ступеней – гимназия»


Опыт работы
учителя физики
Пихоты Наталии Михайловны















2015
Национальная Доктрина развития образования ставит перед учителем цель создать ребенку условия для максимального самоопределения, самовыражения. Не всем стать Энштейнами, но учится с удовольствием и с пользой способны учится все. Задачей школы является формирование гармонически развитой личности с применением компетентностно-ориентированного подхода к обучению и воспитанию. Одним из наиболее важных качеств современного человека является активная мыслительная деятельность, критичность мышления, поиск нового, желание и умение приобретать знания самостоятельно. Условием успешного развития мышления есть высокая познавательная деятельность учащихся, эффективное усвоение знаний требует такой организации познавательной деятельности учащихся, при которых обучаемый материал стаёт предметом активных, умственных и практических действий каждого ученика. Одна из главных целей обучения является подготовка учащихся к повседневной жизни и развитие их личности. А это значит:

    • научиться познавать;

    • научиться действовать;

    • научиться жить;

    • научиться жить вместе.

Глубокие перемены в современном образовании выдвигают в качестве приоритетной проблему использования новых технологий обучения и воспитания, поэтому я решила найти такие методы и приёмы работы, которые бы совершенствовали способности учащихся и позволили б им работать более продуктивно. Именно благодаря способности человека мыслить решаются трудные задачи, делаются открытия, появляются изобретения.

Для современного школьника важно не только, какими знаниями он владеет, а и способен ли он к получению новых знаний, умеет ли рассуждать, делать самостоятельные выводы, фантазировать, осуществлять поиск нужной информации, используя при этом различные источники.
На мой взгляд, наиболее эффективной современной технологией, дающей качественное усвоение знаний, развитие интеллекта и творческих способностей учащихся, является технология критического мышления. Сократ говорил: «Человек глубоко постигает то, до чего додумывается сам».

Поэтому я с 2013 по 2015 год работаю по проблемной теме: «Формирование основных групп компетентностей учащихся на уроках математики и физики с использованием элементов технологии развития критического мышления»

“Скажи мне – и я забуду,
Покажи мне – и я запомню,
Разреши мне действовать самому – и я научусь”
(китайская пословица)

Добиться положительных результатов в достижении поставленных целей могут помочь особенности моего предмета:



  • физика является фундаментом естественно-научного образования, философии естествознания и научно-технического прогресса;

  • физике принадлежит решающая роль в формировании научного миропонимания на основе последовательного применения метода научного познания мира;

физика и математика оказывает наиболее глубокое и широкое воздействие на развитие интеллектуальных умений школьников, формируя и развивая познавательные интересы и творческие способности учащихся.

Технология развития критического мышления» разработана как модель интерактивного обучения учёными Бостонського центра развития этики и воспитания и на протяжении нескольких лет апробируется в школах Украины. У истоков этого учения стояли такие учёные как Л. Вигодский, Дж.Дькои. Свои научные исследования посвятили этой проблеме украинские учёные М. Красовицкий, О. Белкина, Ю. Стежко та др.Термин “критическое мышление” известен давно из работ таких известных психологов, как Ж.Пиаже, Дж. Бруннер, Л.С. Выгодский. Критические мыслители способны выдвинуть новые идеи и увидеть новые возможности, что весьма существенно при решении проблем. Д.Халперн определяет критическое мышление как открытое мышление, не принимающее догм, развивающееся путем наложения новой информации на жизненный личный опыт. В этом и есть его отличие от творческого мышления. Дж. Барелл выделяет следующие характеристики критического мыслителя:

  • решают проблемы;

  • проявляют известную настойчивость в решении проблем;

  • открыты для других идей;

  • решают проблемы, сотрудничая с другими людьми;

  • слушают собеседника;

  • рассматривают проблемы с разных точек зрения;

  • устанавливают множественные связи между явлениями;

  • терпимо относиться к точкам зрения, отличным от их собственных;

  • рассматривают несколько возможностей решения проблемы;

  • размышляют о своих мыслях, чувствах – оценивают их;

  • строят прогнозы, обосновывают их и ставят перед собой обдуманные цели;

  • применяют свои навыки и знания в различных ситуациях;

Образовательная технология развития критического мышления – система учебных стратегий, методов и приемов, направленных на развитие критического мышления у учащихся. Общим для всех учебных стратегий является построение образовательного процесса на основе трех фаз: вызов – реализация смысла (осмысление) – рефлексия. Сократ говорил о том, что научиться играть на флейте можно, только играя самому. Точно так же деятельностные способности формируются у ребёнка лишь тогда, когда он не пассивно усваивает новое знание, а включён в самостоятельную учебно-познавательную деятельность. Основная цель технологии развития критического мышления — научить ученика самостоятельно мыслить, осмысливать, структурировать и передавать информацию, чтобы другие узнали о том, что новое он открыл для себя.

Технология критического мышления дает ученику:



  • повышение эффективности восприятия информации;

  • повышение интереса, как к изучаемому материалу, так и к самому процессу обучения;

  • умение критически мыслить;

  • умение ответственно относиться к собственному образованию;

  • умение работать в сотрудничестве с другими;

  • желание и умение стать человеком, который учится в течение всей жизни.

Технология критического мышления дает учителю:

  • умение создать в классе атмосферу открытости и ответственного сотрудничества;

  • возможность использовать модель обучения и систему эффективных методик, которые способствуют развитию критического мышления и самостоятельности в процессе обучения;

  • стать практиками, которые умеют грамотно анализировать свою деятельность.

Технологические этапы

I стадия

II стадия

III стадия

Вызов:
- актуализация имеющихся знаний;

- пробуждение интереса к получению новой информации;

- постановка учеником собственных целей обучения.


Осмысление содержания:
- получение новой информации;

- корректировка учеником поставленных целей обучения.



Рефлексия:
- размышление, рождение нового знания;

- постановка учеником новых целей обучения.



 1. Вызов/ Индивидуальная / парная / групповая работа; мозговая атака; прогнозирования содержания; проблемныевопросы.

2. Осмысление. Ученик учится отслеживать свое понимание и не игнорировать пробелы, а записывать в виде вопросов то, что не понятно, для выяснения в будущем.

3. Рефлексия. Ученики рассуждают о том, что они узнали на уроке, закрепляя новые знания, активно перестраивают свои представления для того, чтобы включить в них новые понятия. Последняя стадия рефлексии имеет в виду именно творческое применение полученных знаний, навыков, умений. Таким образом реализуется еще один критерий эффективности инновационного процесса: мы формируем личность, способную к непрерывной учебы, самообразованию.

  1   2


База даних захищена авторським правом ©uchika.in.ua 2016
звернутися до адміністрації

    Головна сторінка