Урок № Тема. Разнообразие ракообразных. Роль ракообразных в экосистемах и в жизни человека. Цель



Скачати 76.56 Kb.
Дата конвертації09.12.2018
Розмір76.56 Kb.
ТипУрок

  1. класс Урок №

Тема. Разнообразие ракообразных. Роль ракообразных в экосистемах и в жизни человека.

Цель:


  • Продолжить формировать знания учащихся о классе Ракообразные; ознакомить с их разнообразием и значением в экосистемах и жизни человека.

  • Развивать умение выделять главное в материале, который изучается, делать сравнения, выводы и обобщения; Развивать умение работать с текстомразвивать наблюдательность, логическое мышление, память, внимание.

  • Воспитывать бережное отношение к окружающей среде, к живым организмам, населяющим окружающей среды; способствовать природоохранной деятельности.

Оборудование: мультимедийное оборудование, презентация «Ракообразные»

Тип урока: комбинированный

Ход урока


  1. Организационный момент

- Объединение детей в 4 группы (при входе в кабинет, вытаскивание цвета), выбор руководителя, знакомство с картами оценивания.

Лист самооценки

Фамилия: Класс:

  1. Степень подготовки к уроку:

а) Изучал только параграф – 1 балл;

б) Изучал параграф и дополнительную литературу – 2 балла;

в) Не готовился к уроку – 0 баллов.


Набранные баллы

  1. Игра «Да – нетка» - от 0 до 6 баллов.




  1. Участие в работе групп:

а) активно – 2 балла;

б) пассивно – 1 балл;

в) не участвовал – 0 баллов.





  1. Отвечал ли на вопросы (задавал)?

а) Да -1 балл;

б) Нет – 0 баллов.






  1. Уровень выполнения письменной работы

а) есть все записи, аккуратно – 1 балл;

б) записи в тетради неполные или задание выполнено неаккуратно – 0 баллов


Оценка за урок:






  1. Мотивация

  1. Собрать пословицы, прочитать то, что у вас получилось:

  • Когда рак на горе свистнет

  • Увидишь, где раки зимуют

  • Рак пятится назад

  • Покраснел от стыда, как рак.

- О каком животном шла речь в данных пословицах?

2. Сравнение рисунков.

Следующее животное тоже относится к ракообразным. Посмотрите – это циклоп. Где вы ещё встречались с этим названием. (Мифическое животное) Посмотрите на него, сегодня мы попытаемся выяснить, что же между ними общего.



  1. Постановка целей и задач урока.

Итак, тема урока: Разнообразие ракообразных их роль в природе и в жизни человека.

Задачи урока:



  • Выяснить, кого относят к ракообразным;

  • Рассмотреть различных ракообразных и выявить особенности их строения;

  • Выяснить значение ракообразных в природе и в жизни человека;

  • Найти черты сходства между циклопом и его мифическим прототипом.

  1. Актуализация опорных знаний

  1. Тестовая проверка знаний

Поставить «+», если утверждение правильное, «-» - если неправильное.

  1. Тело рака состоит из головогруди и брюшка.

  2. Количество ходильных ног рака равно 8 .

  3. Клешни рака – это первая пара ходильных ног.

  4. Глаза у рака сложные, находятся на «стебельках».

  5. Выделительная система рака – жировое тело.

  6. Длинные усики – антенны, короткие антеннулы.

- Взаимопроверка (ответы на презентации), выставление баллов в лист оценивания.

  1. Изучение нового материала.

  1. Вступительное слово учителя

Ракообразные населяют все существующие на земле водоёмы, пресноводные и морские, маленькие и большие, живут на дне и в толще воды, проникают в подземные воды, опускаются на граничные глубины Светового океана. Большинство ракообразных свободно передвигаются в толще воды или по дну водоёмов, но есть среди них и сидячие виды – морские жёлуди и морские уточки, есть паразиты, которые прикрепляются к рыбам и другим водным животным. Вода – это царство ракообразных, но есть среди них и те, которые приспособились к жизни на суше – мокрицы, тропические крабы и раки-отшельники.

В данным момент насчитывается больше 30000 тыс. ракообразных, с некоторыми из них мы сегодня познакомимся.



  1. Разнообразие ракообразных (анализ материала, заполнение таблицы)

-Работа с карточками прочитать пункт, заполнить таблицу ( 5 минут)

Отряд

Представители

Особенности строения

Значение





































- Отчет групп о выполнении заданий, сопровождение презентацией (См. приложение)

1 группа – Отряд Равноногие.

Из водных видов этого ряда в Украине часто встречается водяной ослик. Но наиболее широко известны равноногие раки, обитающие на суше, - мокрицы. Все конечности одинаковые. Переселившись на сушу, они не потеряли жаберного дыхания. Жабры мокриц прикрыты крышечкой, которая образована расширенной парой брюшных ножек. Благодаря этому вокруг жабр всегда влажная атмосфера и они могут осуществлять газообмен. Некоторые виды мокриц живут даже в пустынях. Звено в цепи питания, некоторые паразиты.



2 группа – Отряд Ветвистоусые раки

Насчитывает около 1500 видов. Представителями ряда являются дафнии. Обитатели пресных водоемов. Их размеры очень небольшие: тело (1-3 мм) дафнии заключен в полупрозрачную двустворчатую раковину. Дафнии плавают с помощью второй пары усиков, скачкообразно. На их голове расположены два сложных и один простой глаз. Питание фильтрационное, с помощью грудных ножек. Развитие прямое. Летом дафнии размножаются партеногенетически (из яиц выходят только самки), а осенью - половым путем (выходят и самки, и самцы).Дафнии играют важную роль в биоценозах пресных водоемов, так как является основной кормовой базой многих водных организмов. Некоторые виды изучены хорошо, например артемии , дафнии, и используются как корм в аквариум. Дафнии играют важную роль в биоценозах пресных водоемов, так как является основной кормовой базой многих водных организмов.



3 группа - Отряд Веслоногие раки

Представителями отряда являются циклопы. Обитатели пресных водоемов и морей, хищники и паразиты. Их размеры очень незначительны. Циклопы плавают с помощью первой пары усиков и грудных ножек. На голове расположено один простой глаз. Жабры отсутствуют, газообмен происходит через наружные покровы. Развитие непрямое. Циклопы играют важную роль в биоценозах пресных водоемов, так как является основной кормовой базой многих водных организмов. Могут быть промежуточными хозяевами некоторых паразитических червей.

Ответ на вопрос: Что общего между животным циклопом и его мифическим прототипом?

4 группа – Отряд Десятиногие раки.

Наиболее широко известен отряд ракообразных. К его представителям принадлежат широко известные съедобные ракообразные. Это речной рак, омары, лангусты, крабы, креветки. Имеют 5 пар ходильных ног. Представителями десятиногих раков есть раки отшельники. Они имеют мягкое брюшко, которое прячут в пустых раковинах моллюсков.

Дополнение учителя

Отряд Усоногие раки

Представители морской жёлудь и морская уточка. Ведут прикрепленный способ жизни, размеры от 0.3 см до 7-10 см. Тело покрыто известковым панцирем или известковыми чешуйками. Поражают корабли, некоторые виды – паразиты.



Отряд Карпоеды

Паразитические ракообразные, которые являются паразитами рыб. Живут не только в пресных водах, но и в морях. Их передний отдел сверху покрыт широким щитом - карапаксом, а на спинной поверхности расположена пара сложных глаз. Могут запасать пищу и до 3 недель не питаться благодаря этому. Приводят к массовой гибели рыб.



Физминутка

Жил был маленький рачок,

Кушал очень много.

Мог идти вперед, назад ,

В сторону немного.

Быстро вырос в рака он,

Клешни растопырив,

Был угрозой рыбаков,

Но, в общем, очень милый.


  1. Рефлексия

  1. Просмотр видеофрагментов «Интересно знать»

А. Это рака назвали «самым громким животным». Неужели он может говорить? Почему же его так называют? Ответ получим после просмотра видеофрагмента.

Б. К какому отряду относят следующих ракообразных? Почему их называют призраками?



2. Приём INSERT

Раздаю каждой группе текст, поставить над текстом обозначения:

+ - знали,

- - не знали;

! – интересно.

1 группа - Одно из ошибочных мнений, связанных с раками, — это то ,что они большие любители гнилой рыбы и всяческих отбросов. В большинстве случаев эти животные предпочитают свежую пищу, и только в случае критического недостатка корма питаются всем подряд. Речной рак поедает пищу как животного, так и растительного происхождения, причем растения составляют значительную часть его очень разнообразного рациона. Доля растений может доходить до 90 %

2 группа - Моллюски, черви, насекомые и их личинки, головастики — это основная животная пища, из растений раки поедают крапиву, кувшинку, хвощ, многие водоросли, в искусственных условиях — даже морковь. Известны среди раков случаи каннибализма. Самки съедают за один раз на 30 — 50 % больше пищи, но едят реже.

3 группа - Очень часто задают забавный вопрос, вошедший в поговорку: — Где раки зимуют? Жизненный цикл раков подвержен сезонным изменениям. Чем короче световой день, тем они менее активны. Зиму раки проводят там же, где и лето — в воде, только опускаются глубже. С поздней осени до ранней весны они мало двигаются, проводя в укрытиях до 20 часов в сутки. Самки в этот период заботятся об икре, время от времени покидая убежище, чтобы почистить и провентилировать икру, принимая при этом характерные позы, одинаковые для всех особей.



4 группа - Еще одно из традиционных заблуждений относительно раков, также вошедшее в поговорку, — «рак пятится назад». Конечно, рак может пятиться, но делает это не чаще, чем любые другие животные. В основном он, как и все, ходит вперед головой, но может идти и вбок при обходе препятствий. В случае опасности рак с помощью хвостового плавника взмучивает ил и резкими движениями уплывает назад. Возможно, от этого способа движения и произошла поговорка. А выражение «когда рак на горе свистнет» — просто шутка. Раки в воде звуков не издают и на горы тем более не поднимаются.

  1. Итог урока.

  1. Ассоциативный куст

На презентации составлен в виде картинок, дети должны их озвучить.





Значение ракообразных





  1. Выставление оценок.

Закончите выставлять баллы, подсчитайте оценку на уроке. Опрос по полученным оценкам.

  1. Домашнее задание.

§ 21 выучить, задание по выбору: составить 2 загадки про ракообразных, сообщение о ракообразных, занесенных в Красную книгу, кроссворд «Ракообразные»

Займи позицию.

Перед выходом с урока возьмите цветной жетон, соответствующий вашему настроению, на выходе стоят ёмкости, опустите в зависимости от цвета.

Красный – настроение улучшилось,

жёлтый - настроение без изменения,



синий – настроение стало хуже.


Каталог: uploads -> editor -> 4056
editor -> Гайдаренко Світлана Анатоліївна
editor -> Сталий розвиток суспільства
editor -> Бібліотечні уроки для учнів 1-11 класів загальноосвітніх навчальних закладів 2013 Греджева Н. О
editor -> Календарно-тематичне планування уроків з художньої культури на І семестр для 9-11 класів. Художня культура 9 – 11 класи Розробка змісту навчальної програми «Художня культура»
editor -> Методичні рекомендації щодо ведення класних журналів Упорядник: Сергата Світлана Миколаївна завідувач районного методичного кабінету відділу освіти Новомиргородської районної державної адміністрації
4056 -> Розвиток творчих здібностей учнів через впровадження інтерактивних методів навчання на уроках географії
4056 -> Урок навчання грамоти. Читання Закріплення букви «зе». Відпрацювання літературної вимови слів з вивченими звуками. Бесіда на тему «Зимові розваги»
4056 -> Портфоліо Тарасюк Олени Євгеніївни учителя географії та економіки
4056 -> Використання інтерактивних технологій на уроках української мови в 5-6 класах
4056 -> Урок природознавства 1 клас Тема: Будь природі другом. Червона книга України. Охорона рослин. Дивний світ навколо мене Прогноз погоди


Поділіться з Вашими друзьями:


База даних захищена авторським правом ©uchika.in.ua 2019
звернутися до адміністрації

    Головна сторінка