Урок русского языка в 10 классе Тема урока : Особенности языковых средств официально-делового стиля



Скачати 144.58 Kb.
Дата конвертації15.02.2019
Розмір144.58 Kb.
ТипУрок
Учитель Краматорской общеобразовательной школы I-III ст. №11 Донецкой области



Урок русского языка в 10 классе

Тема урока: Особенности языковых средств официально-делового стиля

Цели урока: систематизировать знания учащихся о стилях речи, их особенностях, усвоить языковые средства официально-делового стиля, развивать умения и навыки работы с текстом, использовать на практике полученные знания, формировать речевую культуру, вырабатывать потребность в правильном отборе языковых средств в личной практике

Оборудование: тексты различных стилей на партах у учащихся, тексты для коррекции, таблица, слайдовая презентация по теме

Тип урока: комбинированный

Запись на доске: Шаблоны, формы и стандарты,

Характер речи именной.

На стилистической представлен карте

Стиль официально-деловой.

Здесь выражения безличны,

И рассуждений долгих нет.

Все фразы очень лаконичны,

Напоминают трафарет.

И деловые отношенья

Построить грамотно всегда

Помогут фразы-выраженья,

Давайте вспомним их, друзья!

Ход урока:

I.Слово учителя

Мысли можно выразить и изложить по-разному. Всё зависит от того, для кого и с какой целью мы говорим и пишем. Каждый человек должен уметь составить и написать заявление, доверенность, автобиографию, протокол, характеристику, план работы, правильно заполнить анкету. Для этого необходимо знать языковые особенности официально-делового стиля. Сначала предоставим слово учащимся-филологам, которые расскажут из истории возникновения этого стиля.



II.Филологи:

Документы – свидетели протекания жизни. Древний правитель договорился с жителями города о размере дани; дань уплачена, а он вновь её требует, хочет больше. Человек взял в долг у другого несколько баранов, а возвращает двух, уверяя, что таков был договор. Нет записи, нет документа – и спор решается силой. Поэтому одни из первых возникают документы делового характера, оттачивающиеся веками. Так ещё во времена инков узелковое письмо позволяло чиновникам передавать различную информацию о налогах, числе воинов в той или иной провинции. С помощью письма ацтеки записывали размеры дани, получаемой с покорённых племён, вели календарь. В городе Фест на Крите был найден диск, содержание которого толкуется как документ о спортивных состязаниях.

В итоге характерные черты выделяют официально- деловой из книжных стилей своей стабильностью, замкнутостью, стандартизованностью.

III.Лекция учителя

Я расскажу вам, каковы особенности этого сухого, но точного языка. Для всех форм делового письма обязательно строгое соответствие литературной норме: недопустимо использование лексико-фразеологических средств разговорного, просторечного характера, диалектных слов, нелитературных вариантов, разговорных синтаксических конструкций. Официально-деловой стиль не терпит экспрессивных элементов: оценочной лексики, высоких или сниженных слов, образных выражений. Обратимся к таблице:



Морфологические особенности официально-делового стиля







Имён существительных

Производных от глаголов

постановление (от постановить)




В родительном падеже

усиление контроля




В мужском роде при наименовании женщин по профессии

учитель М.И.Иваненко

Глаголов

В форме настоящего времени

предлагаем




В форме повелительного наклонения

избегайте




В форме инфинитива в значении повеления

восстановить

Предлогов

Производных от имён существительных

на основании




Со значением причины

по болезни

Синтаксические особенности официально-делового стиля состоят в частом употреблении:

1.простых предложений (как правило, повествовательных, личных, распространенных, полных). Вопросительные и восклицательные предложения практически не встречаются.



Обращаем Ваше внимание…

2.использованием предложений с большим числом слов, что обусловлено:

1)распространенностью предложений; очень часты, например, конструкции с последовательным подчинением однотипных падежных форм: Назначение заместителя начальника цеха «термообработки металла».

2)обилием предложений с однородными членами (их число даже в линейно записанных фразах может достигать двадцати и более); типа …постановляет. 1.Определить…а)… б)… в)…;

3.Активное использование страдательных конструкций типа; предоставляется возможность…, комиссией было обнаружено… и безличных форм,

4.Использование нетипичных для других языковых стилей способов словоизменения, например развитие форм множественного числа у отвлеченных существительных. Весьма специфичны такие способы управления, как закончить строительством, принять с хорошим качеством.

5.Использование односоставных безличных предложений, преимущественно со значением повеления, необходимости. Представляется целесообразным приступить к первому этапу строительства.

6.Употребление сложных предложений. По желанию клиента банк может конвертировать полученную для перевода валюту, в которой ведется счет получателя.

На фонетическом уровне недопустимы неправильные ударения, нелитературное произношение.

Для лексики официальной речи характерно употребление только книжных лексических единиц:

1.терминов (свидетель, ответчик, вкладчик);

2.слов-канцеляризмов (надлежащий, вышеуказанный);

3.деловых штампов (передать в соответствующие инстанции).

Слайдовая презентация по теме (прилагается)



IV.Закрепление по теме

1)Работа с классом. «Микрофон».

- Отличительные черты официально-делового стиля от других?

Выводы записываем в тетрадь: «Главное- детальность, точность, стандарт».

2) Учимся находить тексты официально-делового стиля.

Определите стиль речи текста.

Текст 1

Подруга спросила меня, какая в Голландии осень. Я даже растерялась немного, бросила все и начала писать. А пока писала, забыла, что именно ей адресую письмо, и получилось что-то об осени, о любви, о жизни.



Осень – мое любимое время года. Люди говорят, что осень- это меланхолия и чуть ли не депрессия. А мне все видится совсем не так.

Если разделять все времена года и «назначать» их, то у меня получилось бы следующее: зима – для работы; весна – для любви; лето – для семьи; а осень – осень для самого себя, для души.

Текст 2

Смена времен года обусловлена движением Земли по орбите вокруг Солнца и наклоном ее оси вращения к плоскости орбиты, которые приводят к тому, что в один период года Солнце освещает больше Северное полушарие, в другой – Южное.



Осень – время года, продолжающееся в Северном полушарии с момента осеннего равноденствия до зимнего солнцестояния.

(Из учебника)

Текст 3

И вот сентябрь! Замедля свой восход,



Сияньем хладным солнце блещет,

И луч его в зеркале зыбком вод

Неверным золотом трепещет.

(Е. Баратынский)

Текст 4

Объявление



С 15 по 20 сентября 2010 года в вестибюле школы будет организована фотовыставка ученических работ «Краски осени». Приглашаем принять участие учащихся 5-11 классов.

По вопросу оформления работ просим обращаться в оргкомитет.

Авторы лучших работ будут награждены специальными призами.

Совет школы



3) Совершенствуем навыки нахождения лексических, словообразовательных, морфологических признаков в тексте официально-делового стиля.

Исправьте ошибки:

Большинство времени уходило на составление отчетов.

В течение долговременного периода идет оформление документов.

Сегодня библиотека закрыта благодаря инвентаризации.

Ваше согласие играет для меня большое значение.

Благодаря наводнению люди остались без крова.

Большое значение в деле повышения спортивной работы играют систематически проводимые зимние спартакиады школьников.

Постоянно проявлять заботу и помощь о пожилых людях.

Благодаря сильным заносам автобусное движение временно прекращено.



4)Практические задания. Трансформация текстов.

Изучив на уроке основные языковые особенности официально-делового стиля, постарайтесь применить свои знания на практике.

- Познакомимся с текстом художественной литературы.

Когда же выпал первый снег? Я подошел к ходикам. Было так светло, что ясно чернели стрелки. Они показали два часа.

Я уснул в полночь. Значит, за два часа так необыкновенно изменилась земля, за два коротких часа поля, леса и сады заворожила стужа. Через окно я увидел, как большая серая птица села на ветку клена в саду. Ветка закачалась, с нее посыпался снег. Птица медленно поднялась и улетела, а снег все сыпался, как стеклянный дождь, падающий с елки

Вопросы к тексту:



  1. Тема текста

  2. «А снег все сыпался и сыпался».Что может случиться, когда снег все «сыпался и сыпался»? (Снегопад).

  3. Какой жанр официально-делового стиля подойдет? (Штормовое предупреждение).

  4. Детализация текста:

              1. Кто может сообщать о снегопаде?

              2. Где конкретно снегопад ожидается?

              3. Что необходимо предпринять?

- Преобразуйте данный текст художественного стиля в официально-деловой.

Предполагаемый ответ: Министерство ЧС Украины

Управление МЧС в г. Краматорске

Штормовое предупреждение

По сообщению гидрометеоцентра в юго-восточных областях Украины ожидается ухудшение погодных условий в виде обильных снегопадов.

В связи с этим руководителям предприятий:



  1. Проверить состояние снегоуборочной техники;

  2. Обеспечить уборку прилегающей территории детсадов, больниц, госучреждений.

Начальник МЧС г. Краматорска

15.01.2013 г. Пилипенко М.И.

Знакомство с научным текстом.

Плавунчики – мелкие (со скворца или меньше) кулики на невысоких ногах и со сравнительно коротким клювом. На пальцах кожистые перепонки.

Наблюдать плавунчиков чаще всего можно на воде, где они плавают, характерно кивая головой. (Определитель птиц.)


  1. Что совпадает? (Точность, научность).

  2. Какая особенность официально-делового стиля должна заработать? (Детальность, стандарт).

  3. Продумаем жанр будущего текста. (Отчет о работе кружка).

В тексте было описание? Чем можно заменить словесное описание? (Фото, рисунок).

- Преобразуйте данный текст научного стиля в официально-деловой.

Предполагаемый ответ:

Отчёт о работе кружка юных орнитологов

Кружок «ЮО» работает в школе с 01.09.12 г. по настоящее время. Согласно плану работы кружка в октябре – декабре проводились мероприятия:

1.Изучение литературы о водоплавающих птицах;

2. Фото «Плавунчики в природе»:

3. Рисунки с натуры.

Доклад по первому вопросу подготовил Петренко В.А.(прилагается). Фотоальбом приготовлен к выставке Мининой А.С. Рисунки выставлены в школьной библиотеке для учащихся начальных классов.

Руководитель кружка СтепаненкоТ.С.

Знакомство с текстом разговорного стиля.

Однажды ночью…

Представьте себе. Сижу за рулем «Волги». Ночь. Скорость – 70. Вокруг – ни души. Уверен, что в машине я один. И вдруг чувствую: на плечо мне опустилась рука…

Я резко повернулся, чтобы защититься!.. Но… защищаться было не от кого. Точнее – незачем: на плече у меня сидел…котенок. Видимо, его оставил кто-то из пассажиров. Я пожалел малыша и отвез его к себе домой.



  1. Ситуация?

  2. Что произошло?

  3. Детализируем, уточняем. Ночью, а точнее? Дата?

  4. Номер машины. Где все происходит? Что необходимо предпринять?

Каков же жанр? (Протокол опознания).

- Преобразуйте данный текст разговорного стиля в официально-деловой.

Предполагаемый ответ:

Краматорский ГО УМВД

ОМ№2

Протокол для опознания и передачи домашнего животного его владельцу



Составлен 12.12.12 г.

Я, участковый инспектор Иваненко Л.П., находился на дежурстве 12.12.12 г.в 0 ч.45 мин. В ОМ№2 обратился гражданин Снегирёв Г.Т., который пояснил следующее:



  1. Находился в личном автомобиле ВАЗ№17-198, двигаясь по шоссе Краматорск – Славянск;

  2. Работал на линии с 22:00 до 00 ч.;

  3. Обнаружил в салоне котёнка (окрас рыжий).

  4. Прошу отыскать владельца.

12.12.12 г. Иваненко Л.П.

С моих слов записано верно, мною прочитано

Выполнение работы учащимися.

Проверка выполненных работ

(три текста на доске с трансформацией текста).

Самооценка учащихся. Объяснение ощибок.



5). Развиваем речевую коммуникативную культуру ученика.

Представьте, что ваш школьный товарищ заболел, и вы пришли его проведать и сообщить домашнее задание по русскому языку. Расскажите ему, что вы изучили на уроке об официально-деловом стиле.



V.Итог урока

«Микрофон». – Продолжите фразу: «На уроке я узнал…, или я запомнил…, или я обратил внимание…».



VI.Домашнее задание:

  1. Теория по учебнику;

  2. Подобрать текст официально-делового стиля и произвести его стилистический анализ по схеме:

- жанр текста;

- цель его использования;

- характерные черты;

- языковые особенности.



3.Составить папку деловых документов, необходимых для дальнейшего продолжения учебы ( примеры заявления, автобиографии, резюме).
Каталог: attachments
attachments -> Обґрунтування вибору проблеми
attachments -> Обладнання: комп’ютерні слайди, тексти поезій Архілока, Тіртея Актуалізація опорних знань
attachments -> Урок з Зарубіжної художньої культури 11 клас Культова арабо-мусульманська архітектура
attachments -> Склад і функції крові. Лабораторна робота. Мікроскопічна будова крові людини та жаби
attachments -> Серцево судинні
attachments -> Тема: Хімія та їжа Девіз: Хіміки це ті, хто дійсно розуміють світ!
attachments -> План Пояснювальна записка. Тема Науково-теоретична підготовка вчителя фізичної культури. Тема Питання педагогіки та психології в фізичному вихованні
attachments -> Урок Обміркуйте ситуацію


Поділіться з Вашими друзьями:


База даних захищена авторським правом ©uchika.in.ua 2019
звернутися до адміністрації

    Головна сторінка