Диагностика коммуникативных и организаторских склонностей ( кос-2)



Сторінка1/7
Дата конвертації03.11.2017
Розмір1.66 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7
Диагностика коммуникативных и организаторских склонностей

( КОС-2)
Для подростков

ИНСТРУКЦИЯ: методика по определению коммуникативных и организаторских склонностей содержит 40 вопросов. На каждый из вопросов следует ответить «Да» или «Нет». Если вы затрудняетесь в выборе ответа, необходимо все-таки склониться к соответствующей альтернативе (+) или (-). Время на выполнение методики 10-15 минут.

ОПРОСНИК


  1. Есть ли у Вас стремление к изучению людей и установлению знакомств с различными людьми?

  2. Нравиться ли Вам заниматься общественной работой?

  3. Долго ли вас беспокоит чувство обиды, причиненной Вам кем-либо из Ваших товарищей?

  4. Всегда ли Вам трудно ориентироваться в создавшейся критической ситуации?

  5. Много ли у Вас друзей, с которыми Вы постоянно общаетесь?

  6. Часто ли Вам удается склонить большинство своих товарищей к принятию ими Вашего мнения?

  7. Верно ли, что Вам приятнее и проще проводить время с книгами или за каким-нибудь другим занятием, чем с людьми?

  8. Если возникли некоторые помехи в осуществлении Ваших намерений, легко ли Вам отказаться от своих намерений?

  9. Легко ли Вы устанавливаете контакты с людьми, которые старше Вас по возрасту?

  10. Любители Вы придумывать или организовывать со своими товарищами различные игры и развлечения?

  11. Трудно ли Вам включаться в новые для Вас компании (коллективы).

  12. Часто ли Вы откладываете на другие дни дела. Которые нужно было выполнить сегодня?

  13. Легко ли Вам удается устанавливать контакты и общаться с незнакомыми людьми?

  14. Стремитесь ли Вы добиться, чтобы Ваши товарищи действовали в соответствии с Вашим мнением?

  15. Трудно ли Вы осваиваетесь в новом коллективе?

  16. Верно ли. что у Вас не бывает конфликтов с товарищами из-за невыполнения ими своих обещаний, обязательств, обязанностей?

  17. Стремитесь ли Вы при удобном случае познакомиться и побеседовать с новым человеком?

  18. Часто ли при решении важных дел Вы принимаете инициативу на себя?

  19. Раздражают ли Вас окружающие люди, и хочется ли Вам побыть одному?

  20. Правда ли, что Вы плохо ориентируетесь в незнакомой для Вас обстановке?

  21. Нравиться ли Вам постоянно находиться среди людей?

  22. Возникает ли у Вас раздражение, если Вам не удается закончить начатое дело?

  23. Испытываете ли Вы затруднение, если приходиться проявить инициативу, чтобы познакомиться с новым человеком?

  24. Правда ли, что Вы утомляетесь от частого общения с товарищами?

  25. Любите ли Вы участвовать в коллективных играх?

  26. Часто ли Вы проявляете инициативу при решении вопросов, затрагивающих интересы Ваших товарищей?

  27. Правда ли, что Вы чувствуете себя неуверенно среди незнакомых людей?

  28. Верно ли, что Вы редко стремитесь к доказательству своей правоты?

  29. Полагаете ли Вы, что Вам не представляет особого труда внести оживление в малознакомую группу?

  30. Вы принимаете ли Вы участие в общественной работе в школе (на производстве) ?

  31. Стремитесь ли Вы ограничить круг своих знакомых?

  32. Верно ли, что вы не стремитесь отстаивать свое мнение или решение, если оно не сразу было принято товарищами?

  33. Чувствуете ли вы себя непринужденно, попав в незнакомый коллектив?

  34. Охотно ли Вы приступаете к организации различных мероприятий для своих товарищей?

  35. Правда ли, что Вы не чувствуете себя достаточно уверенным и спокойным, когда приходиться говорить что-либо большой группе людей?

  36. Часто ли Вы опаздываете на деловые встречи, свидания?

  37. Верно ли, что у Вас много друзей?

  38. Часто ли Вы оказываетесь в центре внимания своих товарищей?

  39. Часто ли Вы смущаетесь, чувствуете неловкость при общении с малознакомыми людьми?

  40. Правда ли, что Вы не очень уверенно чувствуете себя в окружении большой группы своих товарищей?

ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ ТЕСТИРОВАНИЯ
Определяются уровни коммуникативных и организаторских склонностей в зависимости от набранных баллов по этим параметрам. Максимальное количество баллов отдельно по каждому параметру –20. Подсчитываются баллы отдельно по коммуникативным и отдельно по организаторским склонностям с помощью Ключа для обработки данных «КОС-2»

Ключ для обработки данных


Коммуникативные склонности



Ответы

(+) да 1,5,9,13,17,21,25,29,33,37

(-) нет 3,7,11,15,19,23,27,31,35,39

Организаторские склонности

(+) да 2,6,10,14,18,22,26,30,34,38

(-) нет 4,8,12,16,20,24,28,32,36,40

За каждый ответ «Да» или «Нет» для высказываний, совпадающих с отмеченными в Ключе отдельно по соответствующим склонностям, приписывается один балл. Экспериментально установлено пять уровней коммуникативных и организаторских склонностей. Примерное распределение баллов по этим уровням показано ниже.

Уровни коммуникативных и организаторских склонностей


Сумма баллов



1-4

5-8

9-12

13-16

17-20

Уровень

Очень низкий

Низкий

Средний

высокий

Высший

Испытуемые, получившие оценку 1-4 балла, характеризуются низким уровнем проявления коммуникативных и организаторских склонностей.
Набравшие 5-8 баллов имеют коммуникативные и организаторские склонности на уровне ниже среднего. Они не стремятся к общению, предпочитают проводить время наедине с собой. В новой компании или коллективе чувствуют себя скованно. Испытывают трудности в установлении контактов с людьми. Не отстаивают своего мнения, тяжело переживают обиды. Редко проявляют инициативу, избегают принятия самостоятельных решений.
Для испытуемых, набравших 9-12 баллов, характерен средний уровень проявления коммуникативных и организаторских склонностей. Они стремятся к контактам с людьми, отстаивают свое мнение. Однако потенциал их склонностей не отличается высокой устойчивостью. Требуется дальнейшая воспитательная работа по формированию и развитию этих качеств личности.
Оценка в 13-16 баллов свидетельствует о высоком уровне проявления коммуникативных и организаторских склонностей испытуемых. Они не теряются в новой обстановке, быстро находят друзей, стремятся расширить круг своих знакомых, помогают близким и друзьям, проявляют инициативу в общении, способны принимать решения в трудных, нестандартных ситуациях.
Высший уровень коммуникативных и организаторских склонностей (17-20 баллов) у испытуемых свидетельствует о сформированной потребности в коммуникативной и организаторской деятельности. Они быстро ориентируются в трудных ситуациях. Непринужденно ведут себя в новом коллективе. Инициативны. Принимают самостоятельные решения. Отстаивают свое мнение и добиваются принятия своих решений. Любят организовывать игры, различные мероприятия. Настойчивы и одержимы в деятельности.
Литература: Н.П. Фетискин, В.В.Козлов, Г.М.Мануйлов «Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп»

Вариант 2

Вопросник КОС-1

  1. Много ли у вас друзей, с которыми вы постоянно об­щаетесь?

  2. Часто ли вам удается склонить большинство своих товарищей к принятию ими вашего решения?

  3. Долго ли вас беспокоит чувство обиды, причиненной
    вам кем-то из ваших товарищей?

  4. Всегда ли вам трудно ориентироваться в создавшейся критической ситуации?

  5. Есть ли у вас стремление к установлению новых зна­комств с различными людьми?

  1. Нравится ли вам заниматься общественной работой?

  1. Верно ли, что вам приятнее и проще проводить время с книгой или за каким-либо другим занятием, чем с людьми?

  2. Если возникли некоторые помехи в осуществлении ваших намерений, то легко ли вы отступаете от них?

  3. Легко ли вы устанавливаете контакты с людьми, ко­торые значительно старше вас по возрасту?

10. Любите ли вы организовывать и придумывать со своими товарищами различные игры и развлечения?

11. Трудно ли вам включаться в новые для вас компании?

  1. Часто ли вы откладываете на другие дни те дела, которые нужно было бы выполнить сегодня?

  2. Легко ли вам удается устанавливать контакты с не­
    знакомыми людьми?

  3. Стремитесь ли вы добиться, чтобы ваши товарищи действовали в соответствии с вашим мнением?

  1. Трудно ли вам осваиваться в новом коллективе?

  1. Верно ли, что у вас не бывает конфликтов с вашими товарищами из-за невыполнения ими своих обещаний, обя­зательств, обязанностей?

  2. Стремитесь ли вы при удобном случае познакомить­ся и побеседовать с новым человеком?

  3. Часто ли в решении дел вы принимаете инициативу на себя?

  4. Раздражают ли вас окружающие люди и хочется ли вам побыть одному?

  5. Правда ли, что вы обычно плохо ориентируетесь в незнакомой для вас обстановке?

  6. Нравится ли вам постоянно находиться среди людей?

  7. Возникает ли у вас раздражение, если вам не удает­ся закончить начатое дело?

  8. Испытываете ли вы чувство затруднения, неудоб­ства или стеснения, если приходится проявить инициативу при знакомстве с новым человеком?

  9. Правда ли, что вы утомляетесь от частого общения с товарищами?

  10. Любите ли вы участвовать в коллективных играх?

  11. Часто ли вы проявляете инициативу при решении вопросов, затрагивающих интересы ваших товарищей?

  12. Правда ли, что вы чувствуете себя неуверенно среди мало знакомых вам людей?

  13. Верно ли, что вы редко стремитесь к доказательству своей правоты?

  14. Полагаете ли вы, что вам не представляет особого туда внести оживление в малознакомую для вас компанию?

  15. Принимали ли вы участие в общественной работе в школе, классе, группе?

  16. Стремитесь ли вы ограничить круг своих знакомых небольшим количеством людей?

  17. Верно ли, что вы не стремитесь отстаивать свое мне­ние или решение, если оно не было сразу принято вашими товарищами?

  18. Чувствуете ли вы себя непринужденно, попав в не­знакомую для вас компанию? :

  19. Охотно ли вы приступаете к организации различ­ных мероприятий для своих товарищей? '

  20. Правда ли, что вы не чувствуете себя достаточно уверенным и спокойным, когда приходится говорить что-либо большой группе людей?

  1. Часто ли вы опаздываете на деловые встречи, сви­дания?

  1. Верно ли, что у вас много друзей?

  2. Часто ли вы оказываетесь в центре внимания у сво­их друзей?

  3. Часто ли вы смущаетесь, чувствуете неловкость при общении с малознакомыми людьми?

40. Правда ли, что вы не очень уверенно чувствуете себя в окружения большой группы своих товарищей?
В профессиях, которые по своему содержанию связаны с активным взаимодействием человека с другими людьми, в качестве стержневых выступают коммуникативные и орга­низаторские способности, без которых не может быть обес­печен успех в работе.

Главное содержание деятельности работников таких профессий — руководство коллективами, обучение, воспи­тание, культурно-просветительное и бытовое обслуживание

людей и т.д.



К профессиям, требующим высокого уровня развития этих качеств, относятся: труд учителя, мастера профтехучилища, тренера, преподавателя, врача, работника клуба, руководи­теля различных подразделений, научных учреждений и т.д. Успешность профессиональной деятельности этих работни­ков зависит от уровня развития коммуникативных и орга­низаторских способностей и от сформированных на этой ос­нове умений установить взаимоотношения с людьми и орга­низовать их для выполнения поставленных задач.

Таким образом, коммуникативные и организаторские способности являются важными факторами для достижения успеха во многих профессиях типа «человек — человек».

Для решения этих задач разработана методика «КОС-1». В аббревиатуре методики отражены ее функциональное зна­чение (исследование коммуникативных и организаторских способностей), номер варианта (1). Авторы данной методи­ки — В.В. Синявский и В.А. Федорошин. В основе разра­ботки — известные проективные методики анкетного типа. Что же касается содержания материала методики, его струк­турного размещения, формы и способа обработки экспери­ментального материала, то они выполнены в соответствии с поставленными профконсультационными задачами.

Методика «КОС-1» базируется на принципе отражения и оценки испытуемым некоторых особенностей своего пове-



дения в различных ситуациях. Избраны ситуации, знако­мые испытуемому- по его личному опыту. Поэтому оценка ситуации и поведения в ее условиях основывается на вос­произведении испытуемым своего реального поведения и реального, пережитого в его опыте отношения.

Исходя из этого принципа, создан проективный опрос­ник, позволяющий выявить устойчивые показатели коммуникатиЕНЫх и организаторских склонностей. Особенность проективного метода состоит в том, что испытуемый как бы проецирует свои свойства, особенности своего поведения в ситуацию, предложенную консультантом.



Анкетная часть методики «KOC-I» предлагает испытуе­мому вопросы, ответы на которые могут быть только поло­жительными или отрицательными, то есть «да» или «нет». Ответы испытуемого строятся на основе самоанализа опыта своего поведения в той или иной ситуации.

Возможности проявления коммуникативных и организа­торских склонностей; заложены в соответствующих группах вопросов, совокупность которых представлена в бланке «КОС-I» «Лист вопросов». Спектр вопросов в нем настолько широк, что по результатам ответов испытуемого появляется возмож­ность выявить качественные особенности его коммуникатив­ных и организаторских склонностей. При построении вопрос­ника были учтены также различные формы отношения опра­шиваемых к вопросам. Дело в том, что одни испытуемые мо­гут быть более склонны к утвердительным ответам, другие — к отрицательным. Поэтому вопросы в бланке построены так, чтобы утвердительный ответ на один вопрос имел такое же смысловое значение, что и отрицательный ответ на другой вопрос. В программу изучения коммуникативных склонно­стей введены вопросы следующего содержания:

а) проявляет ли учащийся стремление к общению, мно­го ли у него друзей;

б) любит ли находиться в кругу друзей или предпочита­ет одиночество;

в) быстро ли привыкает к новым лицам, к. новому- кол­лективу;

г) насколько быстро реагирует на просьбы друзей, зна­комых;

Д) любит ли общественную работу, выступает ли на со­браниях;

е) легко ли устанавливает контакты с незнакомыми людьми;

ж) легко ли ему даются выступления в аудитории слу­шателей.

В соответствии с этим было разработано 20 специаль­ных вопросов реального поведения и реального, пережито­го в его опыте отношения.



Программа изучения организаторских склонностей уча­щихся включает вопросы иного содержания:

а) быстрота ориентации в сложных ситуациях;

б) находчивость, настойчивость, требовательность;

в) склонность к организаторской деятельности;

г) самостоятельность, самокритичность;

д) выдержка;

е) отношение к общественной работе, общительность.
На этой основе были разработаны 20 вопросов, каждый из которых в какой-то мере характеризует организаторские склонности учащихся.

Ответы на вопросы испытуемый заносит в специальный «Лист ответов», в котором фиксируются также анкетные данные испытуемого и результаты его работы.

Для количественной обработки данных консультант использует «Дешифраторы», в которых поставлены «идеаль­ные ответы», в максимальной степени отражающие комму­никативные и организаторские склонности.

Обработка материалов испытания крайне просто и про­водится следующим образом. С помощью дешифраторов, которые накладываются поочередно на «Лист ответов», подсчитывается количество совпадающих с дешифратором от­ветов по каждому разделу методики. Оценочный коэффи­циент (К) коммуникативных и организаторских склонно­стей выражается отношением количества совпадающих ответов по каждому разделу к максимально возможному числу совпадений (20). При этом удобно использовать простую формулу:



К = п/20,

где К — величина оценочного коэффициента; п — количе­ство совпадающих с дешифратором ответов.

Показатели, полученные по этой методике, могут варьи­ровать от 0 до 1. Показатели, близкие к 1, свидетельствуют о высоком уровне проявления коммуникативных и органи­заторских склонностей, близкие же к 0 — о низком уровне.

Оценочный коэффициент (К) — это первичная количе­ственная характеристика материалов испытания. Для ка­чественной стандартизации результатов испытания исполь­зуются шкалы оценок, в которых тому или иному диапазо­ну количественных показателей «К» соответствует опреде­ленная оценка.



Испытуемые, получившие оценку «1» (= 1), характери­зуются крайне низким уровнем проявления склонностей к коммуникативно- организаторской деятельности.

У испытуемых, получивших оценку «2» (= 2), развитие коммуникативных и организаторских склонностей находит­ся на уровне ниже среднего. Они не стремятся к общению, чувствуют себя скованно в новой компании, коллективе, предпочитают проводить время наедине с собой, ограничи­вают свои знакомства, испытывают трудности в установле­нии контактов с людьми и в выступлении перед аудитори­ей, плохо ориентируются перед аудиторией, плохо ориен­тируются в незнакомой ситуации, не отстаивают свое мне­ние, тяжело переживают обиды. Проявление инициативы в общественной деятельности крайне занижено, во многих делах они предпочитают избегать принятия самостоятель­ных решений.



Для испытуемых, получивших оценку «3» (= 3), харак­терен средний уровень проявления коммуникативных и орга­низаторских склонностей. Обладают в целом средними по­казателями, они стремятся к контактам с людьми, не огра­ничивают круг своих знакомых, отстаивают свое мнение, планируют свою работу. Однако «потенциал» этих склон­ностей не отличается высокой устойчивостью. Эта группа испытуемых нуждается в дальнейшей серьезной и плано­мерной воспитательной работе с ними по формированию и развитию их коммуникативных и организаторских способ­ностей.

Испытуемые, получившие оценку «4» (= 4), отнесены к группе с высоким уровнем проявления коммуникативных и организаторских склонностей. Они не теряются в новой обстановке, быстро находят друзей, постоянно стремятся расширить круг своих знакомых, занимаются обществен­ной деятельностью, помогают близким, друзьям, проявля­ют инициативу в общении, с удовольствием принимают участие в организации общественных мероприятий, способ­ны принять самостоятельное решение в трудной ситуации. Все это они делают не по принуждению, а согласно внут­ренним устремлениям.



И, наконец, та группа испытуемых, которая получила оценку «5» (= 5), обладает очень высоким уровнем проявления коммуникативных и организаторских склонностей. Они испытывают потребность в коммуникативной и орга­низаторской деятельности и активно стремятся к ней. Для них характерны быстрая ориентация в трудных ситуаци­ях, непринужденность поведения в новом коллективе. Ис­пытуемые этой группы инициативны, предпочитают в важ­ном деле или создавшейся сложной ситуации принимать самостоятельные решения, отстаивать свое мнение и доби­ваются, чтобы оно было принято товарищами. Они могут внести оживление в незнакомую компанию, любят органи­зовывать различные игры, мероприятия, настойчивы в де­ятельности, которая их привлекает. Они сами ищут такие дела, которые бы удовлетворяли их потребность в комму­никативной и организаторской деятельности.

При интерпретации полученных данных следует помнить, что методика констатирует лишь наличный уровень разви­тия коммуникативных и организаторских склонностей в дан­ный период развития личности. Если при обследовании уча­щегося обнаруживается не очень высокий уровень развития коммуникативных и организаторских склонностей, то это вовсе не означает, что они останутся неизменными в процес­се дальнейшего развития личности. При наличии положи­тельной мотивации, целеустремленности и надлежащих ус­ловий деятельности данные склонности могут развиваться.


Поділіться з Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7




База даних захищена авторським правом ©uchika.in.ua 2020
звернутися до адміністрації

    Головна сторінка