Доклад Украины о выполнении положений Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах



Сторінка1/7
Дата конвертації09.12.2016
Розмір1.68 Mb.
ТипСтатья
  1   2   3   4   5   6   7



Шестой периодический доклад Украины о выполнении положений Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах

Содержание

Абзац Страница

Часть І


Cтатья 1……………………………………………1-14 2-6

Часть ІІ


Статья 2……………………………………………15-58 6-14

Статья 3……………………………………………59-78 14-18

Часть ІІІ

Статья 6 ……………………………………………79-128 18-27

Статья 7 ……………………………………………129- 188 27-38

Статья 8 ……………………………………………189-234 38-45

Статья 9 ……………………………………………235-297 46-59

Статья 10 …………………………………………..298-380 59-75

Статья 11 …………………………………………381-419 75-82

Статья 12 …………………………………………..420-464 82-91

Статья 13 …………………………………………..465-510 91-99

Статья 15 …………………………………………..511-540 99-105

Приложение 1.

Приложение 2.

Приложение 3.


ЧАСТЬ І

Статья 1. Право народов на самоопределение

1. В ответ на пункт 59 предложений и рекомендаций Заключительных замечаний Комитета по экономическим, социальным и культурным правам к Пятому периодическому докладу Украины о выполнении Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах «отмечая, что в соответствии с базовым документом государства-участника только украинцы считаются коренной этнической группой, Комитет призывает государство-участник признать право на самоопределение всех этнических групп Украины, а также их право на сохранение, защиту и развитие их культурного наследия» Украина сообщает, что преамбула Конституции Украины 1996 года содержит информацию о праве на самоопределение Украинского народа – граждан Украины всех национальностей, что было отображено в указанном докладе Украины.



2. Сегодняшняя Украина является ярким примером полиэтнической страны без существенных конфликтов на этнической почве. В государстве создана и работает соответствующая нормативно-правовая база.
3. Права граждан Украины, представителей всех национальностей и гарантии этих прав зафиксированы в Конституции Украины, Декларации национальностей Украины, законах Украины «О национальных меньшинствах в Украине», «Об образовании», «О печатных средствах массовой информации», «Об объединении граждан», «О свободе совести и религиозных организациях», «О гражданстве», «О культуре», а также в международных документах, ратифицированных Верховной Радой Украины, в частности, в Рамочной конвенции Совета Европы о защите национальных меньшинств и Европейской хартии региональных языков или языков меньшинств.
4. Действующая нормативно-правовая база в сфере межнациональных отношений заложила надежную почву для гармоничного сочетания интересов всех этнонациональных компонентов украинского общества. В то же время, сегодняшние реалии порождают новые вызовы, которые предполагают принятие соответствующих законодательных и управленческих решений.
5. В связи с этим и с целью усовершенствования законодательства в сфере защиты прав национальных меньшинств, Государственный комитет по вопросам национальностей и религий (Госкомнацрелигий) продолжает работу над проектом Закона Украины «О Концепции государственной этнонациональной политики Украины», который определяет ее цель, основные принципы, задания и механизмы реализации. В соответствии с этим законопроектом государственная этнонациональная политика рассматривается как составляющая государственной политики, направленная на регулирование сферы этнонациональных отношений с целью обеспечения гармоничного развития украинской нации, коренных народов и национальных меньшинств в Украине. Проект Закона адаптирован к международным нормам и стандартам в сфере защиты прав и свобод человека и гражданина. Принятие проекта Закона будет способствовать укреплению социально-политической стабильности, утверждению межэтнического, межконфессионального согласия в обществе, а также созданию надлежащих условий для развития этнической, культурной, языковой и религиозной самобытности представителей всех национальностей в Украине.
6. Кроме того, Госкомнацрелигий завершает работу над разработкой проекта Закона Украины «О внесении изменений в Закон Украины «О ратификации Европейской хартии региональных языков или языков меньшинств». Необходимость его принятия обусловлена потребностью расширения перечня языков, которые подлежат защите в соответствии с Хартией, - армянский, ромский, крымчатский и караимский, исходя из объективной оценки фактического состояния этих языков в Украине, а также необходимостью исправления некорректного представления названий таких языков как «еврейский» и «греческий» на «идиш» и «новогреческий» соответственно.
7. По данным Всеукраинской переписи населения 2001 года, на территории Украины проживают представители свыше 130 национальностей. Большинство населения – 37 541,7 млн. лиц (77,8 %) составляют украинцы, 10,7 млн. лиц (22,2 %) – представители других национальностей.
8. На современном этапе самоорганизационные процессы представителей национальных меньшинств, результатом которых является образование общественных организаций, продолжаются. Общественные организации национальных меньшинств достаточно разные по форме. Это ассоциации, союзы, землячества, федерации, советы, конгрессы и тому подобное. В соответствии с уставами их деятельность направлена на удовлетворение социальных, экономических, культурных, языковых, просветительских, информационных, духовных потребностей членов объединений.
9. По состоянию на 1 января 2010 года органами юстиции Украины зарегистрировано 1 458 общественных организаций национальных меньшинств, из которых 44 имеют всеукраинский статус. По данным областных государственных администраций свою уставную деятельность осуществляют 1 268 организаций.
10. С целью усовершенствования системы коммуникации государственной власти с общественными организациями национальных меньшинств в мае 2009 года создан Совет представителей всеукраинских общественных организаций национальных меньшинств при Госкомнацрелигий. В то же время, консультативно-совещательные советы представителей общественных организаций национальных меньшинств созданы и действуют при большинстве областных государственных администраций.
11. Практическим механизмом обеспечения этнокультурного и этноязыкового развития представителей национальных меньшинств является организационная и финансовая поддержка со стороны государства деятельности общественных организаций национальных меньшинств, направленной на сохранение своей этнонациональной самобытности.
12. Ежегодно в Государственном бюджете Украины предусматриваются специальные ассигнования, которые выделяются соответствующим центральным органам исполнительной власти согласно отдельным бюджетным программам.

Финансирование из Государственного бюджета Украины

программ поддержки этнонационального развития национальных меньшинств

Код прог-раммы

Название

Объемы финансирования по годам (тыс. грн.)

2008

2009

2010

5321030

Госкомнацрелигий Украины

Мероприятия по воссозданию культуры национальных меньшинств и финансовая поддержка газет языками национальных меньшинств



2 675,0

1 317,5

1 381,6

5321080

Мероприятия по реализации Европейской хартии региональных языков или языков меньшинств

963,0

96,3

1 060,0

5321040

Программа расселения и обустройства депортированных крымских татар и лиц других национальностей, которые вернулись на проживание в Украину, их адаптации и интеграции в украинское общество на период до 2010 года

71 420,8

53 3056

48 289,2

1801260

Министерство культуры и туризма Украины

Мероприятия по воссозданию культуры национальных меньшинств




1 500,0

150,0

3 150,0

2201360

Министерство образования и науки Украины

Мероприятия по реализации Европейской хартии региональных языков или языков меньшинств







1 609,6

1701070

Госкомтелерадио Украины

Информационно культурное обеспечение населения Крыма в возрождении и развитии культур народов Крыма



842,6

945,1

1 018,0

Примечание. Расчетно на обучение, воспитание и содержание воспитанников дошкольных учебных заведений с обучением на языках национальных меньшинств израсходовано средств бюджетов всех уровней: в 2008 году – 701776,2 тыс. грн., в 2009 году – 964270,6 тыс. грн., в 2010 году – 1202837,7 тыс. грн.; на обучение и содержание учащихся общеобразовательных учебных заведений с обучением на языках национальных меньшинств израсходовано средств бюджетов всех уровней: в 2008 году – 3454300,3 тыс. грн., в 2009 году – 3802715,9 тыс. грн., в 2010 году – 4641618,8 тыс. грн.
13. С целью обеспечения прав национальных меньшинств на получение и распространение информации на родном языке, государство содействует развитию и оказывает финансовую поддержку средствам массовой информации, которые целеустремленно содействуют развитию языков и культур национальных меньшинств Украины.
14. Начиная с 2005 года Госкомнацрелигий выступает соучредителем шести газет, которые издаются на языках национальных меньшинств, – армянском «Арагац», крымско-татарском «Голос Крыма», польском «Дзенник Кийовски», еврейском «Еврейские вести», румынском «Конкордия», болгарском «Роден край». На обеспечение их деятельности Госкомнацрелигий ежегодно выделяются средства.
Объемы финансирования газет,

соучредителем которых является Госкомнацрелигий

Название газеты

Объемы финансирования (тыс. грн.)

2006

2007

2008

2009

2010

«Арагац»

170,0

185,0

205,0

130,566

180,2

«Голос Крыма»

260,0

280,0

288,0

190,400

230,1

«Дзенник Кийовски»


180,0

195,0

210,0

122,700

183,2

«Еврейские вести»

190,0

210,0

221,0

117,956

185,7

«Конкордия»


250,0

265,0

288,0

208,650

190,7

«Роден край»

250,0

265,0

288,0

177,600

230,1


Всего



1 300,0


1 400,0


1 500,0


947,872


1200,0

ЧАСТЬ ІІ

Статья 2.

п. 1. Международная помощь и сотрудничество
15. Одним из приоритетных направлений государственной культурной политики является реализация совместных проектов с зарубежными странами и международными организациями с целью создания надлежащих условий ознакомления зарубежных стран с украинской культурой и обеспечения возможности засвидетельствовать глубокие культурные и исторические взаимосвязи между народами.
16. «Киевская инициатива для демократического развития через культуру Азербайджана, Армении, Грузии, Молдавии и Украины» - региональная программа Совета Европы, которая рассчитана на 2009-2011 года и нацелена на развитие культурной политики и стратегий для консолидации демократии, межкультурного диалога и культурного разнообразия в вышеупомянутых странах. «Киевская инициатива» призвана развивать культурную политику, культурную идентичность и межкультурный диалог с целью укрепления европейских демократических ценностей. Впервые в указанной программе Совета Европы совмещены вопросы не только культурной политики, но и культурного наследия, культурного туризма и финансирования культурных проектов. «Киевская инициатива» сразу получила широкую поддержку со стороны ее участников и государств-членов Совета Европы. Она позитивно отмечена в Декларации Фаро относительно межкультурного диалога (октябрь 2005 года), а также была определена одним из приоритетов Румынского председательства в Комитете Министров Совета Европы (ноябрь 2005 – май 2006). В 2006 году в рамках заседания Руководящего комитета Совета Европы по вопросам культуры (CDCULT) и Руководящего комитета Совета Европы по вопросам культурного наследия (CDPATEP) было принято решение о внесении «Киевской инициативы» в список приоритетов деятельности Совета Европы в области культуры в 2007 году. Так же отмечалась важность Программы в контексте регионального измерения деятельности Совета Европы в развитии межкультурного диалога.
17. В рамках Региональной программы Совета Европы «Киевская инициатива» в Украине идет активная работа по проектам «Культурная политика и культурный обмен», «Трансграничная кинокультура», «Виноделие, культурный туризм и обмен» и «Реабилитация культурного наследия исторический городов».
18. 4-5 февраля 2010 года делегация Министерства культуры и туризма Украины (Минкультуры) приняла участие в работе 2-ой координационной встречи посвященной формированию и имплементации Плана действий на 2010 год проекта Совета Европы «Реабилитация культурного наследия исторических городов» в рамках программы «Киевская инициатива». Украинской стороной был утвержден и передан Совету Европы список 10 Приоритетных городов.
19. В декабре 2010 года в Страсбурге состоялось 3-е координационное заседание, посвященное имплементации «Реабилитация культурного наследия исторических городов», участие в котором принял представитель Минкультуры. Во время заседания было определено количество пилотных городов от каждой страны-участницы и утвержден План действий на 2011 год.
20. Начиная с 2006 года Минкультуры вместе с остальными заинтересованными центральными органами исполнительной власти работало над вопросом обеспечения внутригосударственных процедур, необходимых для ратификации Украиной Конвенции ЮНЕСКО «Об охране и поощрении разнообразия форм культурного самовыражения», которая была принята на 33-й Генеральной конференции ЮНЕСКО 20.10.2005 года в Париже.
21. 20 января 2010 года Верховным Советом Украины был принят Закон Украины № 1811-VI «О ратификации Конвенции об охране и поощрении разнообразия форм культурного самовыражения». В основу этого международно-правового документа легло положение о том, что культурное разнообразие является движущей силой для полной реализации прав человека и основных свобод, провозглашенных в Общей декларации прав человека и остальных общеизвестных документах. Вместе с тем, ратификация Украиной этой Конвенции – это важный момент гармонизации украинской законодательной базы в сфере защиты культурных прав национальных меньшинств с соответствующей европейской базой.
22. Украина приняла во внимание замечания пункта 11 и рекомендации пункта 34 Заключительных замечаний Комитета по экономическим, социальным и культурным правам к Пятому периодическому докладу Украины о выполнении Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах.

23. В Украине реализуются грантовые проекты, направленные на решение отдельных проблем ромского общества (правозащита, здравоохранение). Среди них – программа «Ромы Украины» Международного фонда «Возрождение», проекты Европейского центра защиты прав ромов в Будапеште. Ромские общественные организации постоянно реализуют благодаря Международному фонду «Возрождение» проекты, направленные на обеспечение ромов документами, удостоверяющими личность.



п. 2. Недискриминация
24. Украинское государство гарантирует всем этносам, гражданам и лицам без гражданства, которые проживают на его территории, равные политические, экономические, социальные и культурные права.
25. В Украине за годы независимости сформирована законодательная база для регулирования общественных отношений по вопросам обеспечения равенства и недопущения дискриминации.
26. В соответствии со статьей 24 Конституции Украины граждане имеют равные конституционные права и свободы и являются равными перед законом. Не может быть привилегий или ограничений по признакам рассы, цвета кожи, политических, религиозных и других убеждений, пола, этнического и социального происхождения, имущественного состояния, местожительства, по языковым или другим признакам.
27. В соответствии со статьей 38 Конституции Украины и статьей 9 Закона Украины «О национальных меньшинствах в Украине» все граждане Украины независимо от расовой и национальной принадлежности имеют право принимать участие в управлении государственными делами, свободно выбирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления.
28. Согласно статьи 4 Международной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации, (ратифицирована Украиной в 1969 году), статьи 1 Декларации прав национальностей Украины (принята Верховной Радой Украины 1 ноября 1991 года) и других законодательных актов дискриминация по национальным признакам запрещается.
29. Статья 37 Конституции Украины запрещает создание и деятельность политических партий и общественных организаций, программные цели или действия которых направлены на пропаганду войны, насилие, на разжигание расовой, межэтнической, религиозной вражды, посягательства на права и свободы человека.

30. Пункт 2 статьи 3 Закона Украины «О местном самоуправлении в Украине» гласит, что любые ограничения прав граждан Украины на участие в местном самоуправлении в зависимости от расы, цвета кожи, политических, религиозных и других убеждений, срока проживания на соответствующей территории, по языковым признакам запрещаются.


31. Пункт 3 статьи 119 Конституции Украины гласит, что местные государственные администрации обеспечивают выполнение государственных и региональных программ социально-экономического и культурного развития, программ охраны окружающей среды, а в местах компактного проживания коренных народов и национальных меньшинств – также программ их национально-культурному развития.
32. Кроме того, к сфере деятельности органов местного самоуправления принадлежит обеспечение доступности и безоплатности образования и медицинского обслуживания на соответствующей территории, возможности обучения в школах на государственном и родном языках, изучение родного языка в государственных и коммунальных учебных заведениях или в национально-культурных обществах.
33. Закон Украины «О правовом статусе иностранцев и лиц без гражданства» устанавливает, что иностранцы и лица без гражданства являются равными перед законом независимо от происхождения, социального и имущественного состояния, расовой и национальной принадлежности, пола, языка, отношения к религии, роду занятий, других обстоятельств. Иностранцы и лица без гражданства, которые находятся в Украине на законных основаниях, пользуются такими же правами и свободами, а также имеют обязанности, что и граждане Украины.
34. Согласно статьи 4 Закона Украины «Об объединении граждан» не подлежат легализации, а деятельность легализированных объединений граждан запрещается в судебном порядке, если их целью является пропаганда войны, насилия и жестокости, фашизма и неофашизма, а также разжигания национальной и религиозной вражды, ограничения общепризнанных прав человека.
35. Законом Украины «Об образовании» предусмотрено, что образование в Украине основывается на принципах демократии, национального сознания, взаимоуважения между нациями и народами. Статья 6 Закона, среди прочего, определяет такие основные принципы образования: равенство условий каждого человека для полной реализации его способностей, таланта, всестороннего развития; связь с мировой и национальной историей, культурой, традициями. К обязанностям педагогических и научно педагогических работников относится подготовка учеников и студентов к сознательной жизни в духе взаимопонимания, мира, согласия между всеми народами, этническими, национальными, религиозными группами (статья 56).
36. Часть первая статьи 8 Закона Украины «О рекламе» предусматривает, что в рекламу запрещается включать выражения, которые являются дискриминационными по признакам положения человека, его социального и имущественного состояния, расовой и национальной принадлежности, пола, образования, политических взглядов, отношения к религии, по языковым признакам и тому подобное.
37. Статья 3 Закона Украины «О печатных средствах массовой информации (прессе) в Украине» запрещает использование печатных средств массовой информации с целью разжигания расовой, национальной и религиозной вражды. Такой же запрет устанавливает статья 2 Закона Украины «О телевидении и радиовещании» и статья 46 Закона Украины «Об информации».
38. Кодекс административного судопроизводства Украины содержит ряд норм, направленных на предотвращение дискриминации участников административного процесса по любым признакам. В частности, речь идет о предотвращении дискриминации в действиях или бездеятельности субъектов, имеющих полномочия власти. Статья 10 Кодекса гарантирует всем участникам административного процесса равенство перед законом и судом: не может быть привилегий или ограничений прав участников административного процесса по признакам расы, цвета кожи, политических, религиозных и других убеждений, пола, этнического и социального происхождения, по языковым или другим признакам. Лица, которые принимают участие в рассмотрении дела и не владеют или недостаточно владеют государственным языком, имеют право пользоваться родным языком или языком, которым они владеют, а также услугами переводчика в порядке, установленном этим Кодексом.
39. В соответствии со статьей 9 Закона Украины «О судоустройстве и статусе судей» правосудие в Украине свершается на основе равенства всех участников судебного процесса перед законом и судом независимо от расы, цвета кожи, политических, религиозных и других убеждений, пола, этнического и социального происхождения, имущественного положения, места проживания, языковых или иных признаков. Статьей 12 указанного Закона Украины предусмотрено, что судопроизводство и деловодство в судах Украины осуществляется на государственном языке. Суды обеспечивают равенство прав граждан в судебном процессе по языковым признакам. Суды используют государственный язык в процессе судопроизводства и гарантируют право граждан на использование ими в судебном процессе родного языка или языка, которым они владеют. Указанные нормы отражены также в Гражданском процессуальном, Хозяйственном процессуальном и Уголовно-процессуальном кодексах Украины.
40. Законодательство Украины регулирует ответственность за нарушение равноправия граждан в зависимости от их расовой, национальной принадлежности. Уголовный кодекс при назначении наказания признает отягчающим обстоятельством совершения преступления на почве расовой, национальной или религиозной вражды или раздора.
41. В целом Конституция Украины является законом прямого действия. Обращение в суд для защиты конституционных прав и свобод человека и гражданина гарантируется непосредственно на основании Конституции Украины.
42. Кроме Конституции, в Украине действуют отраслевые законодательные акты, кодексы и законы, которые содержат положения по обеспечению равенства и недопущения дискриминации в разных сферах общественной жизни. Кроме уже названного Закона Украины «О национальных меньшинствах в Украине», к ним также относится Закон Украины от 08.09.2005 года «Об обеспечении равных прав женщин и мужчин и равных возможностей по их реализации».
43. С целью предотвращения распространения ксенофобии, расистской и антисемитской информации через компьютерные системы в апреле 2005 года Украиной подписан Дополнительный протокол к Конвенции о киберпреступности, что касается криминализации действий расистского и ксенофобного характера, совершенных через компьютерные системы.
44. Следовательно, в Украине сформирована нормативно-правовая база, механизмы применения которой открывают широкие возможности для предотвращения любых проявлений расизма, расовой дискриминации, ксенофобии и нетерпимости или предвзятого отношения к лицам, учитывая их этническую принадлежность.
45. Приказом Министерства юстиции Украины от 12.05.2006 г. № 42/5 «Некоторые вопросы проведения гендерно-правовой экспертизы» утверждены Инструкция по проведению гендерно-правовой экспертизы и Вывод гендерно-правовой экспертизы акта законодательства. Эта Инструкция определяет механизм проведения гендерно-правовой экспертизы действующего законодательства и проектов нормативно-правовых актов с целью установления их соответствия принципу обеспечения равных прав и возможностей женщин и мужчин.
46. С 1 июля 2006 года структурными подразделениями центрального аппарата Министерства юстиции Украины (Минюста), отвечающими за осуществление правовой экспертизы, осуществляется гендерно-правовая экспертиза всех проектов нормативно-правовых актов, которые поступают в Минюст для проведения правовой экспертизы. По результатам проведения этой экспертизы готовится вывод гендерно-правовой экспертизы, который является составной частью Вывода Минюста по результатам правовой экспертизы проекта нормативно-правового акта. По состоянию на 1 ноября 2010 года Минюстом было предоставлено 15 выводов по результатам проведения гендерно-правовой экспертизы актов законодательства.
47. Вопросы противодействия проявлениям расизма и ксенофобии находятся под постоянным контролем Президента Украины, Правительства Украины, соответствующих центральных органов исполнительной власти. В частности, по поручению Президента Украины в структуре Министерства внутренних дел Украины создан отдел разработки и реализации стратегии борьбы с этнической преступностью, в Службе безопасности Украины – подразделение по вопросам выявления и прекращения действий, направленных на разжигание расовой или национальной вражды, а в Министерстве иностранных дел введена должность Посла по особым поручениям по вопросам противодействия расизму, ксенофобии и дискриминации.
48. В апреле 2008 года Президент Украины поручил Прокуратуре Украины и Министерству внутренних дел Украины усилить эффективность борьбы с ксенофобией и расовой нетерпимостью и разработать эффективную программу противодействия всем формам ксенофобии, а виновных в совершении преступлений привлекать к уголовной ответственности.
49. Анализ ситуации, выявления причин проявлений нетерпимости и комплексное решение вопросов по противодействию ксенофобии, антисемитизма, межэтнической и расовой нетерпимости являются одним из направлений работы Госкомнацрелигий. Поэтому, Комитет является координатором деятельности Межведомственной рабочей группы по вопросам противодействия ксенофобии, межэтнической и расовой нетерпимости, которая создана по поручению Кабинета Министров Украины от 02.04.08 № 11273/3/1-08. На протяжении 2008–2010 годов было проведено десять заседаний Группы:

- 2008 – 5 заседаний;

- 2009 – 3 заседаний;

- 2010 – 2 заседаний.


50. В состав Группы входят представители центральных и местных органов исполнительной власти. 17 апреля 2008 года состоялось ее первое организационное заседание. Деятельность Группы осуществляется в пределах действующих полномочий и бюджетов тех органов, которые входят в ее состав.
51. Участие в работе Межведомственной рабочей группы является доступным, открытым для общественности. К работе в ней привлекаются представители украинских и международных правозащитных организаций, общественных организаций национальных меньшинств, эксперты и другие заинтересованы лица. Информация о работе Межведомственной рабочей группы и материалах, которые рассматриваются на ее заседании, размещаются на веб-сайте Госкомнацрелигий.
52. С целью осуществления превентивных мер по предотвращению любых проявлений расовой и этнической нетерпимости или предвзятого отношения к лицам, учитывая их этническую принадлежность, Рабочей группой совместно со структурными подразделениями Госкомнацрелигий в регионах проводится мониторинг. Центральными и местными органами исполнительной власти проводится постоянная разъяснительная работа среди представителей разных национальностей относительно равенства прав, свобод человека и гражданина независимо от расы, национальности, языка, религиозной принадлежности, принадлежности к общественным объединениям.
53. В июле 2008 года Межведомственной рабочей группой был рассмотрен и согласован План мероприятий по противодействию проявлениям ксенофобии, расовой и этнической дискриминации в украинском обществе на 2008–2009 годы, который в целом выполнен.
54. Учитывая позитивные результаты деятельности Межведомственной рабочей группы, разработан План мероприятий по противодействию проявлениям ксенофобии, расовой и этнической дискриминации в украинском обществе на 2010–2012 года.
55. Украина приняла во внимание замечания пункта 10 и рекомендации пункта 33 Заключительных замечаний Комитета по экономическим, социальным и культурным правам к Пятому периодическому докладу Украины о выполнении Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах.
56. 5 ноября 2009 года Верховная Рада Украины приняла Закон Украины «О внесении изменений в Уголовный кодекс Украины относительно ответственности за преступления по причине расовой, национальной или религиозной нетерпимости», в котором, в частности были усилены санкции в статье 161 Уголовного кодекса (УК) Украины и внесены изменения к некоторым другим статьям УК Украины. Подлежат наказанию «умышленные действия, направленные на разжигание национальной, расовой или религиозной вражды и ненависти, на унижение национальной чести и достоинства или обида чувств граждан в связи с их религиозными убеждениями, а также прямое или не прямое ограничение прав или установления прямых или не прямых привилегий граждан по признакам расы, цвета кожи, политических, религиозных и других убеждений, пола, этнического и социального происхождения, имущественного состояния, местожительства, по языковым или другим признакам».
57. Части вторые статей 115 «Умышленное убийство», 121 «Умышленное тяжкое телесное повреждение», 126 «Побои и мучения», 127 «Истязание» УК Украины дополнены такими квалифицирующими признаками, как совершение преступления по мотивам расовой, национальной или религиозной нетерпимости.
58. Преступлением также считается ввоз, изготовление или распространение произведений, в том числе кино- и видеопродукции, пропагандирующих культ насилия и жестокости, расовую, национальную или религиозную нетерпимость и дискриминацию (статья 300 УК Украины).
Статья 3. Равноправие мужчин и женщин
59. 21 января 2010 года в Женеве на 45-й сессии Комитета ООН по ликвидации всех форм дискриминации женщин Украина успешно защитила Объединенный шестой и седьмой периодический доклад о выполнении положений «Конвенции ООН о ликвидации всех форм дискриминации женщин».

60. Министерство Украины по делам семьи, молодежи и спорта проводит системную работу по разработке и внедрению государственной политики по вопросам обеспечения равных прав и возможностей женщин и мужчин. Была введена должность советника Премьер-министра Украины по вопросам обеспечения равных прав и возможностей женщин и мужчин на общественных началах. Возобновлена работа Экспертного совета по вопросам рассмотрения обращений за фактами дискриминации по признаку пола (приказ от 6.09.2010 №3036).


61. При поддержке Программы равных возможностей и прав женщин в Украине, проведен ряд учебных семинаров по внедрению гендерной статистики, в частности в Львовской, Полтавской, Сумской областях.
62. Ведется работа по проведению мониторинга выполнения Государственной программы по утверждению гендерного равенства в украинском обществе на период до 2010 года на областном и районном уровне, которая утверждена постановлением Кабинета Министров Украины от 27.12.2006 №1834.
63. 26 апреля 2010 года была подписана Коммуникационная стратегия коммуникационного компонента программы ПРООН «Права женщин и детей в Украине» и Программа работы на 2010 год – уникальный в Украине документ, который предоставляет возможность усилить сотрудничество с правительственными и неправительственными структурами по вопросам защиты прав детей и женщин в Украине.
64. Министерство по делам семьи, молодежи и спорта является бенефициаром и партнером международных проектов: «Равные возможности и права женщин в Украине» при содействии ПРООН, «Укрепление и защита прав женщин и детей» при поддержке Совета Европы, «Развитие комплексных превентивных услуг для детей, лишенных родительской заботы и детей, которые оказались в сложных жизненных обстоятельствах» при содействии ЮНИСЕФ, «Равенство женщин и мужчин в сфере труда» при поддержке МОП.
65. В 2010 году Министерство провело Всеукраинское совещание по вопросам обеспечения равных прав и возможностей женщин и мужчин в украинском обществе. По результатам проведения этого совещания и Ришельевских академических чтений «Модернизация государственного управления, государственной службы и кадровой политики», а также на выполнение поручения Вице-премьер-министра по экономическим вопросам от 20.09.2010 №56610/0/1-10 Министерством разработан ряд нормативно-правовых актов и предложения по внесению изменений в уже существующие акты: законы Украины «О выборах народных депутатов Украины», «О выборах сельских депутатов Верховной Рады Автономной Республики Крым, местных советов и сельских, поселковых, городских председателей», «О политических партиях», «О Центральной Избирательной Комиссии», «О государственной службе Украины».
66. С целью разработки нормативно-правовых актов создана межведомственная рабочая группа, в состав которой входят представители центральных органов исполнительной власти, международных и всеукраинских общественных организаций, научные работники.
67. На выполнение решения Всеукраинского совещания по вопросам обеспечения равных прав и возможностей женщин и мужчин в украинском обществе Кабинетом Министров Украины разработано соответствующее поручение (от 01.07.2010 № 34187/4/1-10), на выполнение которого разработан ряд нормативно-правовых актов:

  • проект Общегосударственной целевой социальной программы обеспечения равных прав и возможностей женщин и мужчин на период до 2015 года;

  • проект Типового положения «О советнике по вопросам обеспечения равных прав и возможностей женщин и мужчин»;

  • проект Типового положения «О гендерном центре».

68. Украина приняла во внимание замечания пункта 12 и рекомендации пункта 35 Заключительных замечаний Комитета по экономическим, социальным и культурным правам к Пятому периодическому докладу Украины о выполнении Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах.

69. По состоянию на 18 марта в 2010 г. количество женщин в Верховной Раде Украины составляло 7,9 процентов. В сельских, поселковых и районных советах представительство женщин приближается к 40%, в областных советах остается меньше 10 процентов.

70. При этом следует указать, что на 100 мужчин с высшим образованием приходится 140 женщин с высшим образованием. По данным Государственного комитета статистики Украины (Госкомстат), в 2009 году среднемесячная заработная плата женщин составляла 1677 грн., мужчин – 2173 грн. Таким образом, разрыв в оплате труда за этот период составил 22,8 процентов. А среднемесячный доход женщин составляет в среднем 69% от среднемесячного дохода мужчин. Женщины контролируют лишь 5-10% экономических ресурсов. Женщины составляют 38% всех предпринимателей, которые занимаются индивидуальной деятельностью, возглавляют 26% малых предприятий, 15% – средних, 12% – больших. Бизнесом в промышленности руководят лишь 2% женщин.

71. С марта 2009 года по февраль 2011 года в Украине реализовывался Проект технического сотрудничества Международной организации труда/ Европейского Союза «Равенство женщин и мужчин в мире труда». Проект направлен на то, чтобы помочь дальнейшей институционной модернизации этих структур, в частности относительно эффективного применения международных трудовых норм. Эта деятельность включает в себя:


  • разработку рекомендаций для государственных институций (отдельно для Инспекции труда и Службы занятости) и социальных партнеров (отдельно для профсоюзов и работодателей) относительно ввода комплексного гендерного подхода этими институциями и внутри этих институций. Презентация этих рекомендаций состоялась в 2010 году;

  • разработку учебных программ для сотрудников Государственной службы занятости (ГСЗ) и двух инспекций;

  • гендерное обучение для 600 работников ГСЗ и 260 инспекторов труда для повышения уровня осведомленности и отработки механизмов реализации национального законодательства по вопросам равенства женщин и мужчин, в том числе международных обязательств Украины по этим вопросам;

  • в октябре 2010 года состоялся визит для украинской трехсторонней делегации (Министерство труда и социальной политики, Государственный центр занятости, Государственный департамент надзора за соблюдением законодательства о труде, Государственный комитет Украины по промышленной безопасности, охране труда и горного надзора, социальные партнеры) в Инспекцию труда Испании с целью ознакомления с наилучшими практиками взаимодействия инспекции и социальных партнеров в эффективном применении законодательства о гендерном равенстве в сфере труда.

72. Относительно социальных партнеров уже реализуются программы обучения отдельно для профсоюзов и работодателей.

Для профсоюзов ведется обучение по основным темам:

- комплексный гендерный подход в коллективных переговорах;

- от запрета дискриминации к содействию равенству;

- гендерно-нейтральная оценка работ;

- гендерный аудит.
73. В программе участвовали представители трех профобъединений: Федерации профсоюзов Украины, Конфедерации Свободных профсоюзов Украины, и Всеукраинского объединения солидарности трудящихся. Сами профсоюзные тренеры, которые прошли обучение у международного профсоюзного тренера в рамках Проекта, проводят это обучение. В 2010 году обучение прошли 580 членов профсоюзов со всей Украины.
74. Организации работодателей прошли тренинги по таким вопросам:

- равные возможности на рабочем месте;

- гендерно-нейтральная оценка работ;

- гендерный аудит.


75. В программе участвовали представители трех объединений организаций работодателей: Федерации работодателей Украины, Конфедерации работодателей Украины и Всеукраинской ассоциации работодателей. В 2010 году обучение прошли 220 работодателей или их представителей.
76. Развитие малых, средних предприятий является одним из важных элементов преодоления последствий экономического кризиса, создания новых рабочих мест, особенно для молодежи. Министерство труда и социальной политики (Минтруда) вместе с ГСЗ поддерживают развитие предпринимательства путем внедрения активной политики содействия занятости, профессионального обучения безработных и одноразовой выплаты пособия по безработице для организации собственного дела.
77. В течение 2010 года Минтруда и ГСЗ приобщились к реализации программы поддержки предпринимательства среди женщин по программе Международного бюро труда «Начни и совершенствуй свой бизнес», который работает уже в 90 странах мира. Хотя программа не рассчитана на определенный пол, ее внедрение в Украине в рамках Проекта охватило лишь женскую аудиторию. Это было проявлением позитивной дискриминации, поскольку среди предпринимателей женщин лишь 38%. Программа была направлена на то, чтобы способствовать предпринимательству именно женщин, имеющих намерение начать или уже ведущих собственный бизнес.
78. В рамках программы, которую технически внедрял Ресурсный центр «ГУРТ», обучением было охвачено около 800 женщин из разных областей Украины. По предыдущим результатам, больше четверти женщин, которые прошли обучение, открыли собственное дело.


Каталог: document
document -> Число. Натуральні числа. Римська система числення
document -> Інформатіо-Консорціум
document -> Стилі оформлення бібліографічних посилань для міжнародних публікацій ч. I
document -> Стилі оформлення бібліографічних посилань для міжнародних публікацій Ч. II оксана Кордюкова, Наукова бібліотека Наукма
document -> Програма для вищих медичних (фармацевтичних) навчальних закладів
document -> І. Тазове передлежання плода. Вивчення наказу моз україни №899 від 27. 12. 2006 р. «Тазове передлежання плода»
document -> Нетрадиційні методи оздоровлення
document -> Маневицький професійний ліцей (№2 10. 2012)
document -> Рівненський обласний інститут післядипломної педагогічної освіти Кабінет навчальної роботи орієнтована тематика курсових робіт слухачів курсів підвищення кваліфікації педагогічних працівників. Вимоги до змісту та оформлення курсових робіт рівне
document -> Issn 2078-1628 Міністерство освіти І науки України Східноєвропейський університет економіки І менеджменту Вісник


Поділіться з Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7




База даних захищена авторським правом ©uchika.in.ua 2020
звернутися до адміністрації

    Головна сторінка