Програма для загальноосвітніх навчальних закладів з поглибленим вивченням



Сторінка1/6
Дата конвертації07.11.2016
Розмір1.26 Mb.
#1057
ТипПояснительная записка
  1   2   3   4   5   6
ПРОГРАМА
ДЛЯ ЗАГАЛЬНООСВІТНІХ НАВЧАЛЬНИХ ЗАКЛАДІВ З ПОГЛИБЛЕНИМ ВИВЧЕННЯМ

РОСІЙСЬКОЇ МОВИ

( 8 – 9 класи)

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Язык – это система, которая вмещает в себя всё познавательное богатство человека в индивидуальном и общественном аспектах. Он фиксирует рационально-эмоциональное отношение к миру, оформляет мысли, цели, действия и является главным инструментом человеческого общения. Изучение языка в школьном курсе предполагает, прежде всего, его изучение «как средства познания, общения и воздействия»1.

Без владения языком невозможно адекватное восприятие личностью мыслей и чувств, расширение горизонтов её национального самосознания, присоединение к источникам духовности своего народа, осознание его культурных ценностей, а позже – и мировых культурных достояний.

Как предмет школьного обучения русский язык занимает одно из основных мест в образовательном пространстве Украины, поскольку это один из богатейших мировых языков со сложной и интересной историей развития, язык великой литературы и один из международных языков.

Углублённое изучение русского языка сориентировано на удовлетворение образовательных потребностей учащихся, которые проявляют интерес, склонности и способности к дисциплинам гуманитарного профиля, в том числе к филологии.

Данная учебная программа по углублённому изучению русского языка создана на базе действующих программ для общеобразовательных школ и построена на принципах коммуникативного подхода к обучению, формирования гуманистического мировоззрения личности, «становлению гражданина Украины, воспринимающего и разделяющего национальные и общечеловеческие ценности».2

Отличительной особенностью программы является то, что она позволяет осуществлять углублённое изучение русского языка на допрофильном уровне – в 8 и 9 классах соответственно, таким образом обеспечивая надлежащую подготовку к профильному обучению.

В рамках углублённого изучения русского языка программой предполагается некоторое расширение теоретиче­ских сведений. Однако незначительное увеличение (расширение) понятийно-терминологической системы призвано не только знакомить учащихся со специальной лексикой, обогащать их новыми знаниями, но и способствовать формированию у них стойкого интереса к истории и современному состоянию языка и речи. Новые теоретические сведения орга­нически сочетаются с традиционными понятиями.

Предусмотрено и некоторое расширение тем при уг­лублённом изучении русского языка. Так, в программу включены вопросы, связанные с коммуникативным аспектом русского синтаксиса, например, понятие «информативного» (смыслового) центра высказыва­ния. Представление о ком­муникативном членении предложения (высказыва­ния) способствует формированию выразительности устной речи учащихся, объясняет случаи так назы­ваемых авторских знаков. Новые для школы понятия опираются на извест­ные: «порядок слов» и «логическое ударение», ко­торые являются традиционными для программ по русскому языку.



Изучение материала спланировано на базе ранее изученного, иногда с опережающим обучением. Параллельно осуществляется повторение и обобщение усвоенного ранее. Повторение изученного планируется осуществлять на коммуникативной основе, при которой усвоенные знания и сформированные умения применяются на практике, в конкретной речевой ситуации.

Таким образом, главным в программе является многоаспектное лингвометодическое освещение единиц языка, необходимое для разви­тия устной и письменной речи учащихся. Последовательное освещение функций языковых единиц в речи органически связывает изучение языка с обучением речи. Это позволяет не просто деклариро­вать связь языка и речи, по существу разрывая язык и речь, а изучать языковые единицы в сочетании с их ролью в речи, т. е. учить школьников употреблять их в речи. Усвоение норм русского литературного языка тесно связано с изучением языковых явлений, для которых эти нормы существуют, поэтому развитие речи учащихся становится целью каждого урока русского языка. И это наиболее существенное отличие всего курса.



Программа составлена с учётом индивидуальных и психолого-педагогических особенностей восьмиклассников и девятиклассников, направлена на повышение уровня развития школьников, на формирование и развитие их речемыслительных способностей на деятельностной системно-коммуникативной основе в обучении русскому языку. Её содержание позволит успешно формировать речевую, языковую, социокультурную, деятельностную (стратегическую) компетенции учащихся и достигать следующих целей:

  • расширение и углубление знаний о русском языке, совершенствование навыков и умений общения на нём, развитие профессионального интереса к нему, с тем чтобы учащиеся могли готовить себя к получению образования, связанного с русским языком;

  • воспитание гражданственности и патриотизма, любви к русскому языку, сознательного отношения к языку как духовной ценности, средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности;

  • развитие и совершенствование речевой и мыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях общения;

  • освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах языка; об основных нормах русского литературного языка и речевого этикета; обогащение словарного запаса и расширение круга используемых грамматических средств;

  • формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия сфере и ситуации общения, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;

  • применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике;

  • привитие учащимся навыков свободного владения речью, самостоятельной работы с текстом, развитие у них умения научно-исследовательской деятельности;

  • формирование в учащихся умения чувствовать слово и владеть им, используя средства выразительности языка, стилистические приёмы;

  • способствование созданию положительной мотивации учеников к изучению русского языка.

Названные цели углубленного изучения русского языка в допрофильных классах достигаются в ходе реализации следующих задач:

  1. дальнейшее развитие и совершенствование языковой компетенции учащихся, предполагающей формирование у школьников представления о русском языке как о функционально-стилистической системе;

  2. дальнейшее развитие и совершенствование речевой компетенции школьников (продолжение обучения созданию первичных и вторичных текстов различной жанрово-стилистической принадлежности, информационной переработке текстов на основе речеведческих знаний; продолжение работы над коммуникативными качествами речи; совершенствование коммуникативных умений и навыков общения в различных речевых ситуациях); формирование умений осуществлять комплексный анализ текстов;

  3. дальнейшее формирование (достижение) и совершенствование социокультурной компетенции учащихся (ознакомление с лингвокультуроведческими понятиями, с социально-культурными стереотипами речевого поведения носителей языка, овладение культурой межнационального общения и речевым этикетом); ознакомление учащихся с элементами истории науки о языке, с научными достижениями выдающихся учёных-лингвистов прошлого и современности;

  4. целенаправленное формирование деятельностной компетенции школьников: формирование организационной и познавательной деятельности, развитие научного мышления, исследовательских умений, которые опираются на опознавательные, классификационные, аналитические и синтетические умения работы с фактами языка, языковой рефлексии (способности улавливать существующие в языке закономерности, наблюдать за собственной речевой деятельностью и речью других носителей языка);

  5. дальнейшее развитие интеллектуальной сферы личности обучающегося (качеств ума, познавательных процессов и умений, мыслительных навыков) и волевой сферы (инициативности, уверенности в своих силах, настойчивости, умения преодолевать трудности для достижения поставленных целей, выдержки, самообладания, навыков самоорганизации и саморазвития, самоконтроля и взаимопроверки);

  6. подготовка проявляющих интерес к филологии учащихся к продолжению обучения в профильной школе, а затем – в вузе с целью получения высшего филологического образования.

Поставленные задачи могут быть решены с привлечением специально созданных учебников и наиболее эффективных технологий обучения предмету.
Программа рассчитана на 122,5 часов (3,5 часа в неделю).

Учитывая, что в разных классах и учебных заведениях с углублённым изучением русского языка на предмет «Русский язык» отводится разное количество часов, в программе указывается распределение часов по темам. При почасовом планировании учителя могут учитывать индивидуальные особенности каждого класса, перераспределить отдельные темы и разделы, группировать их в блоки, высвобождая тем самым время для изучения тех вопросов курса, которые были недостаточно усвоены.

Содержание и структура программы углублённого изучения русского языка, как и действующей программы по русскому языку, соответствуют Государственному стандарту базового и полного образования и обозначенным в нём четырём содержательным линиям: речевой, языковой, социокультурной и деятельностной.

Содержательная линия учебного материала в программе представлена в форме набора предметных тем (дидактических единиц), обеспечивает их преемственность и представляет обучающимся возможность успешно продолжить образование на последующей ступени (уровне) образования, а также обеспечивает формирование коммуникативной компетенции учащихся.

Государственные требования к уровню общеобразовательной подготовки учащихся вынесены в особый раздел, сопровождающий речевую и языковую содержательные линии программы. Они установлены Государственным стандартом базового и полного общего среднего образования, задаются в деятельностной форме (что учащиеся должны знать, уметь, использовать в практической деятельности и повседневной жизни), но во многих случаях не просто повторяют стандартные требования, а расширяют и конкретизируют их. Таким образом, названные требования служат основой разработки контрольно-измерительных материалов для государственной аттестации выпускников образовательных учреждений, реализующих программу для углублённого изучения русского языка в учебных заведениях с русским языком обучения.

Основой рубрики «Государственные требования к уровню общеобразовательной подготовки учащихся» являются традиционные требования к учебному материалу, который должен быть усвоен учащимися на теоретическом уровне, и послужить фундаментом формирования системы практических умений и навыков в области русского (родного) языка. В неё органично входит перечень умений и навыков, связанных со способностью к анализу и оценке языковых явлений и фактов, с овладением основными нормами русского литературного языка, основами культуры устной и письменной речи, а также направленных на развитие и совершенствование всех видов речевой деятельности. Все перечисленные требования будут востребованы в практической деятельности учащегося и в повседневной жизни.

Главной целью образования является развитие личности школьника путём включения его в различные виды деятельности. С этих позиций обучение русскому языку в школе рассматривается современной методикой не просто как процесс овладения определённой суммой знаний о русском языке и системой соответствующих умений и навыков, а как процесс речевого, речемыслительного, духовного развития учащихся. Поэтому содержание курса углублённого изучения русского языка (допрофильный курс) представляет собой единство процесса усвоения основ лингвистики, элементов современной теории речевого общения, теории речевой деятельности и процесса формирования умений нормативного, целесообразного, уместного использования языковых средств в разнообразных условиях общения.

Программа выполняет две основные функции.



Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами углублённого изучения русского языка.

Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения (допрофильная подготовка), структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик в каждом классе.

Программа конкретизирует и детализирует содержание предметных тем образовательного стандарта, даёт примерное распределение учебных часов по крупным разделам курса с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, возрастных особенностей учащихся.

Содержание разработанной программы представлено в виде системы, в основу которой положены компетентностный и коммуникативно-деятельностный подходы. При таком направлении работы учащиеся имеют возможность овладеть ниженазванными компетенциями.

Речевая компетенция – способность использовать языковые средства, лексический состав и грамматический строй языка, законы их функционирования для понимания чужих и построения собственных высказываний; включает в себя знания о речи и речевые умения (продуктивные и рецептивные).

Языковая компетенция – это способность учащихся опознавать языковые единицы на основе полученных знаний о них, определять их функции и употреблять в речи, сформированные учебно-языковые и нормативные умения.

Социокультурная компетенция – способность осознавать язык как форму выражения национальной культуры, понимать социальную роль языка; включает в себя знания о материальной и духовной культуре, о социальной структуре общества, его национальной специфике, о социально-культурных стереотипах речевого поведения; умение ориентироваться в социальных ситуациях, умение понимать социокультурный контекст художественных произведений.

Деятельностная/стратегическая компетенция – способность формировать учебные умения и навыки, овладевать стратегиями, которые определяют речевую деятельность, социально-коммуникативное поведение учащихся, направленные на выполнение определённых учебных задач и решение жизненных проблем.

В реальном учебном процессе формирование предметных компетенций происходит в тесной взаимосвязи. Программа реализует в практике преподавания русского языка единство процесса усвоения основ лингвистики и процесса формирования коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским языком в разных сферах и ситуациях общения.

Коммуникативная направленность достигается путём ввода необходимых элементов современной теории речевого общения, теории речевой деятельности. Усилено внимание к многоаспектному языковому анализу речевого высказывания, предусмотрена отработка всех типов норм современного русского литературного языка (общеязыковых, коммуникативных и этических), формируется умения опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, целесообразности употребления в речи.

Главная цель программы углублённого изучения русского языка – научить различать функциональные разновидности языка и моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения; овладеть секретами эффективного общения, научиться осознанному отбору и организации языковых средств с целью достижения коммуникативного совершенства. Поэтому центральным разделом программы курса является «Речь», вооружающая основными способами организации языковых средств и закономерностями их употребления для достижения максимальной эффективности общения.

Период обучения в 8 – 9 классах охватывает практически все этапы становления языковой личности. В связи с этим приоритетной задачей обучения в основной школе (5 – 9 классы) является развитие речевой и мыслительной деятельности учащихся; коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях общения; готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности в речевом самосовершенствовании. Именно поэтому содержание обучения на этом этапе составляет освоение знаний о родном языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах, основных нормах русского литературного языка и речевого этикета. Именно на этом этапе происходит интенсивное обогащение словарного запаса школьников и расширение круга используемых ими грамматических средств.

Программой предусмотрен и социокультурный компонент, главной задачей которого является воспитание любви и уважения к изучаемому языку, развитие духовно-нравственного мира школьника, воспитание сознательного отношение к языку как духовной, нравственной и культурной ценности народа.

В программе учтено современное понимание надпредметной функции курса языка. Курс нацелен на формирование важнейших общеучебных умений, в основе которых также задействованы все виды речемыслительной деятельности: коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения), интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация), информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом), организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).

Данная программа предусматривает целенаправленное совершенствование таких жизненно важных информационных умений, как использование разных видов чтения в зависимости от коммуникативной установки и характера текста; извлечение необходимой информации из различных источников (учебно-научные тексты, справочная литература, СМИ и ресурсы Интернет); овладение основными способами информационной переработки текста; создание собственных речевых высказываний разных стилей и жанров на основе прочитанного или прослушанного текста (конспект, реферат, аннотация и др.).

Общая направленность курса углублённого изучения русского языка на синтез речевого, интеллектуального и духовного развития создаёт условия для совершенствования речемыслительных способностей учащихся, обеспечивающих информационно-коммуникативную деятельность: целенаправленный поиск информации в источниках различного типа, критическое оценивание её достоверности адекватно поставленной цели; развернутое обоснование свой позиции с приведением системы аргументов; осмысленный выбор вида чтения; оценка и редактирование текста; владение основными видами публичных выступление (высказывания, монолог, дискуссия, полемика), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута) и т. п.

Важнейшими условиями реализации данной программы являются:



  • деятельностный характер процесса преподавания русского языка в допрофильных классах;

  • синтез речевого и интеллектуального развития личности в процессе изучения русского языка;

  • формирование коммуникативной компетенции на понятийной основе, что способствует осмыслению собственной речевой практики и интенсивному развитию речемыслительных способностей;

  • развитие всех видов речевой деятельности в их един­стве и взаимосвязи; сбалансированное развитие устной и письменной речи;

  • формирование навыков чтения как отдельного вида речевой деятельности; навыков информационной переработки текста;

  • усиление речевой направленности в изучении грамматических тем курса и на этой основе – формирование навыков нормативного, целесообразного и уместного использования языко­вых средств в разных условиях общения;

  • формирование представления о многофункциональности языкового явления как грамматического, коммуникативного и эстетического феномена; развитие языкового чутья, способности оценивать эстетическую ценность художественного высказывания.


Социокультурная содержательная линия программы является основой для воспитания патриотизма, гражданственности, усвоения культурных и духовных ценностей своего и других народов, формул национального речевого этикета, правил общения и использования их в общении с представителями разных возрастных групп и статусов, освоения учащимися различных социальных ролей в соответствии определёнными жизненными ситуациями. Это обеспечивается и реализуется в учебном процессе с использованием учебных текстов, тем для бесед, учебных диалогов, различных видов монологических высказываний, тематических групп слов и фразеологизмов, художественных текстов из классической русской и мировой литературы.

Социокультурная линия предполагает также углубление и расширение знаний учащихся о важных аспектах жизни человека (здоровый образ жизни, семья, школа, интересы, мораль, труд и его результаты, культура речи и др.), общества (родина, история, особенности материальной и духовной культуры, общечеловеческие и национальные ценности, традиции, видные общественные деятели, средства коммуникации, культура поведения, речевой этикет и пр.), природы (природные богатства, экологические проблемы, отношение к природе). Содержательная основа этой деятельности реализуется, с одной стороны, с учётом сфер деятельности («Я – я», «Я – мы», «Я – культура», «Я – родина», «Я – природа»), с другой – с помощью дидактического материала и тематики творческих работ.

Заметки к социокультурной линии

Учащийся

  • умеет воспринимать и порождать подтекстовую информацию путём декодирования коммуникативного подтекста необходимыми знаниями, связанными с личностью участников коммуникативного акта: фрагментами биографии, вкусами, пристрастиями, высказываниями и т. д.;

  • умеет учитывать параметры ситуации общения, осознавать тему речевого общения и выбирать стратегию построения текста.


Примерные темы текстов социокультурной линии

  1. Язык (язык – духовная ценность народа, роль и искусство перевода, перевод культурно маркированной лексики, язык СМИ).

  2. О личном (дневники, что радует и что тревожит, жизнь в правде и во лжи, о дружбе и любви и т. п.).

  3. Школа (учебные достиже­ния, проблемы, личность учителя, личность ученика и т. п.).

  4. Человек (прошлое как основа для настоящего и будущего, память о предках, герои, жизнь в социуме, мир вокруг меня и мир во мне, личностные качества человека).

  5. Отдых (досуг подростков, зависимость от телевизора, компьютера; книга – твой друг, хобби, увлечения и т. п.).

  6. Спорт (значение спорта для человека, спортивные со­ревнования, спортивные достижения).

  7. Наука (просветители Рос­сии и Украины, выдающиеся украинские и российские учёные-лингвисты).

  8. Культура (народная песня, музыка классическая и по­пулярная).

  9. Жизнь общества (история отношений Украины и Рос­сии, роль украинцев в об­щественной и культурной жизни России).

  10. Природа (друзья и недруги природы, природа – наш дом, мир природы).

  11. Здоровье (компетентностное отношение к собственному здоровью, здоровый образ жизни).

8 класс



122,5 часа – 3,5 часа в неделю
ВВЕДЕНИЕ – 2 часа

РЕЧЕВАЯ ЛИНИЯ – 42,5 часа

ЯЗЫКОВАЯ ЛИНИЯ – 74 часа

ПОВТОРЕНИЕ – 4 часа
ВВЕДЕНИЕ

(2 ч.)



Содержание учебного

Материала


Государственные требования к уровню

общеобразовательной подготовки учащихся



Русский язык как система и развивающееся явление

Русский язык в современном мире и в Украине


Ученик:

  • владеет и оперирует сведениями о русском языке как системе и развивающемся явлении

  • владеет знаниями о месте и значении русского языка в современном мире и в Украине, обосновывает его важную роль как мирового языка




Каталог: content -> Новини -> 2016
2016 -> Пояснювальна записка предмет «Українська література»
2016 -> Программа для общеобразовательных учебных заведений с обучением на русском языке
2016 -> Затверджено міністр освіти І науки України 20 р. Погоджено
2016 -> Дошкільної освіти
2016 -> Закону України «Про стандартизацію»
2016 -> Теоретичні та практичні аспекти передання прав на об’єкти інтелектуальної власності
2016 -> Розпорядженням Кабінету Міністрів України від 2016 р. № Стратегія упровадження гендерної рівності та недискримінації у сфері освіти «Освіта: гендерний вимір 2020»
2016 -> Програма з поглибленим вивченням української мови для загальноосвітніх навчальних закладів (класів)


Поділіться з Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6




База даних захищена авторським правом ©uchika.in.ua 2022
звернутися до адміністрації

    Головна сторінка