Стефанцова Елена Петровна, учитель начальных классов высшей квалификационной категории 2016 год



Скачати 355.5 Kb.
Сторінка1/2
Дата конвертації06.11.2018
Розмір355.5 Kb.
ТипПояснительная записка
  1   2
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«НОВОПАВЛОВСКИЙ УЧЕБНО- ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС»

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КРАСНОПЕРЕКОПСКИЙ РАЙОН

РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

Рассмотрено Согласовано: Утверждаю

на заседании МО учителей Заместитель директора Директор МБОУ Новопавловский УВК

начальных классов по учебно-воспитательной работе __________Л.Н.Жилинский

Руководитель ШМО ___________ Е.П.Стефанцова Приказ № ___ от «__2016г

___________ Т.С.Горелая.

Протокол №__ от «__» 2016г

Рабочая программа

внеурочной деятельности

по духовно-нравственному направлению

Курс «Язык и культура украинского народа»

для обучающихся 4-А класса

(Уровень обучения – базовый)

Программу составила:

Стефанцова Елена Петровна,

учитель начальных классов высшей квалификационной категории

2016 год


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Нормативные документы, определяющие содержание программы:

  • Закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

  • Федеральный государственный стандарт, утвержденный приказом Минобразования РФ № 373 от 06.10.2009 г.

  • Учебный план Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Новопавловский УВК на 2016/2017год



Общая характеристика курса

Обращение к языку, культуре украинского народа, сегодня имеет глубокий социальный смысл, являясь средством эстетического, нравственного и духовного воспитания детей. Курс введен в часть учебного плана, формируемого образовательным учреждением в рамках духовно-нравственного направления внеурочной деятельности.

Цель данного курса изучение украинского языка как одного из государственных языков Республики Крым.

Курс рассчитан на 34 часа. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 45 минут.



Программа данного курса тесно связана с учебными предметами художественно –эстетического цикла, реализует направления духовно-нравственной образовательной программы :

— формировать основы гражданской идентичности: чувства сопричастности и гордости за свою Родину, уважения к истории и культуре народа;

— воспитывать в каждом ученике трудолюбие, уважение к правам и свободам человека, любовь к окружающей природе, Родине, семье;

— воспитывать нравственные качества личности ребёнка;

— способствовать освоению ребёнком основных социальных ролей, моральных и этических норм;

— приобщать детей к культурным традициям своего народа, общечеловеческим ценностям в условиях многонационального государства.

Программа реализуется образовательным учреждением в постоянном взаимодействии и тесном сотрудничестве с семьями обучающихся, с учителями художественно-эстетического цикла. Занятия, разрабатываемые по данной рабочей программе, учитывают здоровьесберегающие технологии и направления духовно-нравственного воспитания учащихся.

Цели и задачи курса

Цель программы - эстетическое и духовно- нравственное воспитание детей средствами культурного наследия украинского народа.

В ходе достижения этой цели решаются следующие задачи:

Обучающие:

• дать детям представления об украинском языке, его фольклоре как источнике народной мудрости, красоты и жизненной силы;

• учить детей понимать, слушать, говорить на украинском языке, общаться со сверстниками на элементарном (разговорном ) уровне;

• ознакомить с украинской национальной культурой, с традиционным народным календарем, обычаями, приметами;

• формировать исполнительские навыки в области пения, движения;

• усвоить украинские слова, понятия(одежды, обереги, еда, игры и т.д.) ;

• познакомить с устным народным творчеством: сказки, легенды, скороговорки, загадки, считалки, поговорки, пословицы и др.;

• изучить многообразие народных музыкально-шумовых инструментов;

• изучение семейных традиций.

Развивающие:

• развивать самостоятельность, инициативу и импровизационные

способности у детей;

• развивать активное восприятие музыки посредством музыкального фольклора;

• развивать кругозор детей, представление об украинском языке как родственном русскому ,

• развитие творческих способностей;

• развивать познавательный интерес к народному творчеству;

• развивать любознательность, чувство удовлетворения при успехах и неудовлетворения при неудачах;

развивать внимание, память, восприятие, мышление, воображение.

Воспитательные:

• воспитывать творческую, активную личность;

• воспитывать у детей чувство причастности к своему народу, к его истории и культуре;

• воспитывать уважительное отношение в общении с другими детьми и взрослыми;

• формировать интерес детей и их родителей к миру традиционной украинской культуры;

• воспитывать доброжелательность, дружелюбие, доброту, общительность, стремление помочь друг другу;

• формировать аккуратность, трудолюбие, самостоятельность.

Цель программы: способствовать развитию и воспитанию высоконравственной, любознательной, творческой, трудолюбивой личности, знающей историю и традиции своей страны, ведущей здоровый образ жизни.



Задачи программы:

— формировать основы гражданской идентичности: чувства сопричастности и гордости за свою Родину, уважения к истории и культуре народа;

— воспитывать в каждом ученике трудолюбие, уважение к правам и свободам человека, любовь к окружающей природе, Родине, семье;

— воспитывать нравственные качества личности ребёнка;

— способствовать освоению ребёнком основных социальных ролей, моральных и этических норм;

— приобщать детей к культурным традициям своего народа, общечеловеческим ценностям в условиях многонационального государства.

Программа реализуется образовательным учреждением в постоянном взаимодействии и тесном сотрудничестве с семьями обучающихся, с учителями художественно-эстетического цикла.

Принципы обучения:

- функционирование традиций в системе календарно-обрядового цикла;

- коллективность творчества;

- синкретизм традиционного искусства (взаимосвязь различных видов искусства);

- подлинность традиций, одежды, манеры пения.

Прогнозируемые результаты.

- знание основ традиционной культуры и культуры украинцев

- умение пользоваться опытом традиционной культуры в разнообразных жизненных ситуациях

- повышение социальной активности.

В результате освоения программы воспитанники получают целый комплекс знаний и приобретают определённые умения.

К концу обучения обучающиеся должны:

- уметь правильно оценивать последствия человеческой деятельности и собственных поступков;

- овладеть навыками общения, быстро адаптироваться, чувствовать себя комфортно в любой обстановке;

- ориентироваться в традициях народной культуры, знать календарные и семейные обряды, обычаи, их символику и семантику, народный календарь.

- научиться использовать элементы народной культуры в повседневной жизни;

- приобрести комплекс специальных знаний и навыков: в музыкальном фольклоре, приёмах народного вокала, в вокально-постановочной работе; народном танце, передавать свои знания другим людям.

   Для успешного проведения занятий курса используются разнообразные виды и формы работ: игровые элементы, игры, дидактический и раздаточный материал, пословицы и поговорки, рифмовки, считалки, ребусы, кроссворды, головоломки, сказки, песни на украинском языке Разнообразные творческие работы направлены на развитие воображения, мышления; пробуждают у учащихся наблюдательность; открывают для детей мир украинского языка как одного из государственных; учат любить и чувствовать родной язык.

Особенности организации учебного процесса:

Устный курс Украинский язык и культура украинского народа в школе – сугубо практический. Если мы действительно хотим научить эффективному общению, т.е. такому общению, при котором говорящий достигает своей коммуникативной цели – убедить, утешить, склонить к какому-нибудь действию и т.д., то на уроках дети должны как можно больше сами говорить .

Большая часть времени уделяется практике.

Занятие по риторике имеет свою организационную специфику. Кроме запланированного программного материала, в него включаются как сквозные (но не обязательно все на каждом уроке):



  • Пятиминутки речевой гимнастики:

  • Ортологические разминки: упражнения на усвоение произносительных, словообразовательных и т.д. норм литературного языка;

  • Импровизационные задачи, т.е. неподготовленные диалоги и монологи, развивающие спонтанную (неподготовленную) речь.

Эти сквозные виды работ, обеспечивая формирование определенных умений и навыков, позволяет переключить ребят с одного вида деятельности на другой, снимает усталость. Поэтому, естественно, проводятся живо, на интересных примерах, с использованием различного рода мнемонических приёмов (особенно для усвоения норм), стихотворений, песенок и музыкального сопровождения.

В факультативном курсе «Украинский язык и культура украинского народа» осуществляются тесные межпредметные связи

  • с литературой, так как широко используются художественные произведения для иллюстрации языковых фактов, в составлении устных и письменных рассказов о героях литературных произведений, умение пользоваться основными формами речи (описание, рассуждение, повествование);

  • с уроками русского языка: умение анализировать риторические задачи, первые опыты пробы пера (сочинение сказок, рассказов, былей, забавных историй);

  • с уроками музыки, изобразительного искусства: использование репродукции картин известных художников, фонограмм учитель опирается на те знания, которые получены учащимися на уроках изобразительного искусства и музыки, что способствует эстетическому воспитанию учащихся, выявлять основной замысел произведения, понимать язык этих видов искусств. При этом школьники учатся находить словесный эквивалент зрительным образам, цветовой гамме изображаемого.

Основные принципы распределения материала:

1) системность: задания располагаются в определенном порядке;

2) принцип «спирали»: через каждые 7 занятий задания повторяются;

3)принцип «от простого - к сложному»: задания постепенно усложняются;

4) увеличение объема материала;

5) наращивание темпа выполнения заданий;

6) смена разных видов деятельности.



Описание места учебного предмета в учебном плане

Курс рассчитан на 68 часов. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 45 минут.

Возраст обучающихся – 9-10 лет (обучающиеся 4 класса).
Планируемые результаты освоения учебного курса

-результатом освоения программы является осознание иностранного языка как возможность личностного, социального, познавательного и коммуникативного развития.



Личностными результатами изучения курса « Язык и культура украинского народа» в 4 классе являются:

-осознание роли иностранного языка как средства общения со сверстниками, выражения своих мыслей, чувств, обмена опытом, сотрудничества;

-социально-коммуникативная адаптация младшего школьника;

-уважение и доброжелательное отношение к иноязычным культурам;

-навыки самостоятельной работы, самопроверки и самооценки полученных знаний.

Метапредметными результатами являются:

-развитая когнитивная сфера младшего школьника (память, мышление, логика, воображение);

-базовые универсальные компетенции (сравнение, действия по аналогии, образцу, наблюдение, выявление закономерностей);

-использование различных источников информации (текстов для аудирования, чтения, схем, рисунков, таблиц) для решения коммуникативных и других учебных задач.



Предметными результатами являются:

-первоначальные представления о системе украинского языка, особенностях иноязычной культуры, речевом этикете;

-базовые коммуникативные умения ( чтении, говорении);

-умение применять полученные знания и навыки (в объеме изученного) для воспроизводства и -продуцирования речевого высказывания;

-способность контролировать свои действия, проверять сказанное .
Содержание курса

Структурные части программы:


  1. Знакомство. Украинские имена

  2. Знания о народе и его истории.

  3. Духовная культура народа.

  4. Устное народное творчество

  5. Украинские сказки

  6. Украинские песни (народные и современные)

  7. Материальная культура и хозяйство украинцев.

  8. Семейные традиции, обряды.

  9. Украинский костюм

10. Народный календарь.

11. Народоведческий словарик



Учащиеся должны знать:

- национальные символы Украины;

- несколько народних и авторских песен;

- несколько народных, игр, считалок, загадок, поговорок, пословиц, сказок;

- понимать, что такое семейные связи;

-знать времена года и народные традиции, связанные с ними;

- знать несколько колядок, щедривок, веснянок;

-знать названия дней недели, и традиции, связанные с воскресеньем;

-- рассказывать об традициях, связанных с хлебом;

-знать народные обереги и их значение;

- знать названия народных инструментов.

Прогнозируемые результаты

- знание основ традиционной украинской культуры;

- умение пользоваться опытом традиционной культуры в разнообразных жизненных ситуациях

- повышение социальной активности.

В результате освоения программы воспитанники получают целый комплекс знаний и приобретают определённые умения.

К концу обучения обучающиеся должны:

- ориентироваться в традициях народной культуры и, знать календарные и семейные обряды, обычаи, их символику и семантику, народный календарь:

- научиться использовать элементы народной культуры в повседневной жизни;

- приобрести комплекс специальных знаний и навыков: в музыкальном фольклоре, приёмах народного вокала, в вокально-постановочной работе; народном танце, передавать свои знания другим людям.



Способы определения результативности ожидаемого совпадают с основными формами отчета, которые могут быть разнообразными:

  • урок в присутствии родителей, педагогов, администрации;

  • музыкально-творческие уроки.

Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие показатели:

– степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении заданий: чем помощь учителя меньше, тем выше самостоятельность учеников и, следовательно, выше развивающий эффект занятий;

– поведение учащихся на занятиях: живость, активность, заинтересованность школьников обеспечивают положительные результаты занятий;

– результаты выполнения тестовых заданий и заданий из конкурса эрудитов, при выполнении которых выявляется, справляются ли ученики с этими заданиями самостоятельно;



– косвенным показателем эффективности данных занятий может быть повышение успеваемости по разным школьным дисциплинам, а также наблюдения учителей за работой учащихся на других уроках (повышение активности, работоспособности, внимательности, улучшение мыслительной деятельности)


Тематическое планирование




Темы разделов

Кол-во часов

Теоретическая часть

Практическая часть

1

Знайомство , українські імена

2

Засвоєння українських імен, слів привітання

Розігрування діалогів, робота зі словником імен, складання слів за допомогою карток.

2

Український народ та його історія


4

Засвоєння нових слів, прислів`їв про рідну домівку

Запам’ятовування слів, тематичне малювання


3

Духовна культура українців

Дерево роду

Дідух

Світлиця



4

Засвоєння нових слів

Гра «Назви мене ласкаво»

Практична робота

«Голуб миру», дидактичні ігри з елементами народності


4

Усна народна творчість

( народні ігри , пісні, обряди, прислів`я, приказки, загадки, колискові , скоромовки, легенди)



10

Засвоєння нових слів

Вивчення народних ігор («Подоляночка», «Перепілочка»), пісень, обрядів, прислів`їв приказок, загадок

5

Українські казки, легенди

10

Знайомство з казками, засвоєння нових слів - назв тварин, птахів

Слухання, розігрування казок: «Дідова і бабина дочка», «Рукавичка», «Солом`яний бичок»,

«Цап та баран», «Казка про котика і півника», «Півник та двоє мишенят», малювання героїв казок



6

Сучасна та народна пісенна творчість

6

Засвоєння правил ігор

Вивчення пісень «Грицю, Грицю до роботи»,

7

Український побут, господарство

Скарби чарівної скрині



4

Засвоєння нових слів, назв речей, посуду, меблів, свійських тварин

Вивчення назв речей, народних ремесел, тематичні ігри «Горщик», «Магазин», « З бабусиної скрині», «наш посуд», «Фарби», малювання посуду, свійських тварин

8

Світ професій

Народні промисли



4

Засвоєння назв сучасних і давніх професій

Робота з таблицями, дидактична гра «Хто , що робить?»

9

Родина традиції та обряди

4

Засвоєння нових слів, назв традицій та обрядів

Тематичне малювання, розігрування діалогів, «Дерево роду»

10

Український одяг

4

Засвоєння нових слів,назв речей, чоловічого та жіночого одягу, взуття, квітів

Тематичне малювання національного костюму, українського віночка, гра «Вдягни ляльку»

11

Народний календар

10

Засвоєння нових слів, назв свят, українських традицій

Малювання , вивчення віршів.

«Я малюю осінь….»

Сніжинки - Витинанки

Тематичні кросворди



12

Народознавчий словничок

6

Повторення вивченого, розгадування загадок, складання тематичного словника

Практична робота

«Диво-птах»









68







Каталог: uploads
uploads -> Правила прийому до аспірантури державної наукової установи «Науково-практичний центр профілактичної та клінічної медицини»
uploads -> Правила прийому до аспірантури та докторантури київського національного університету культури І мистецтв
uploads -> Положення про аспірантуру Миколаївського національного університету імені В. О. Сухомлинського Загальна частина
uploads -> Програма дисципліни «іноземна мова (англійська)»
uploads -> Положення правил прийому до нту "хпі" на 2016 рік правила прийому 2016 Організацію прийому до нту "хпі" та його структурних підрозділів здійснює приймальна комісія правила прийому 2016
uploads -> Програма та методичні вказівки з навчальної дисципліни історія науки І техніки для студентів усіх спеціальностей денної форми навчання
uploads -> Лекція № Тема лекції: Поняття мистецтва як частини культури
uploads -> Афінська держава та стародавня спарта у стародавній історії та культурі людства
uploads -> Київський національний лінгвістичний університет базові навчально-методичні матеріали
uploads -> Освіта осіб з інвалідністю в Україні Тематична національна доповідь Київ -2010 Тематичну національну доповідь «Освіта осіб з інвалідністю в Україні»

Скачати 355.5 Kb.

Поділіться з Вашими друзьями:
  1   2




База даних захищена авторським правом ©uchika.in.ua 2020
звернутися до адміністрації

    Головна сторінка