Тема. Степная зона Украины. Цель



Скачати 28.36 Kb.
Дата конвертації16.02.2019
Розмір28.36 Kb.
Тема. Степная зона Украины.

Цель:

- Обобщить, систематизировать и расширить знания учащихся о степной зоне Украины, на основе творческого обобщения показать особенности природной зоны и взаимосвязь природных компонентов, которые образуют ее;

- Развивать мировоззрение учащихся, формировать творческую коммуникативную компетентность каждого участника урока; развивать умения учащихся презентовать собственные исследования отдельных вопросов в контексте всего урока;

- Воспитывать у учащихся любовь к природе; развивать творческие способности детей.



Оборудование: мультимедийный проектор, физическая карта Украины, фотографии и рисунки степной зоны, атласы, гербарий.

Тип урока: комбинированный.

Ход урока.

I. Организационный момент.

Поэт сказал: «Считай, ты потерял тот день, в какой не улыбнулся…». Я всем желаю хорошего настроения, творческой работы, взаимопонимания. Дети, улыбнитесь гостям, друг другу, соберитесь с мыслями, будьте внимательны на уроке, активны, доброжелательны. Делайте выводы, сравнивайте, не бойтесь ошибиться, высказывайте свои мысли.

II. Мотивация учебной и познавательной деятельности учащихся.



Прием «Удивляй».

Эта зона больше всех.

Вряд ли нужен будет мех.

Можешь ты его не брать.

Чудно осенью загорать?

Снег зимой непостоянен,

А пейзаж чуть-чуть печален.

Летом жарко, без дождей,

Частый путник – суховей.

Засухи здесь угнетают,

Лишь весной все оживает.

А деревьев мало тут,

Только травы и растут:

Полынь разная, типчак.

В них здесь водится хомяк,

То тушканчик, то хорек,

То другой грызун-зверек.
Вопрос. 1. О какой зоне идет речь?

2. Что говориться о климате зоны?

3. О каких растениях и животных говорит поэт?

4. В какой зоне живем мы с вами?

Итак, правильно сегодня речь пойдет о зоне степей Украины. Мы продолжим изучать эту зону.

III. Актуализация опорных знаний и умений учащихся.



Игра «Верю - не верю».

1. Верите ли вы, что природная зона – часть природной страны?

2. Верите ли вы, что зона степей занимает самую большую площадь среди природных зон Украины?

3. Верите ли вы, что рельеф степной зоны преимущественно возвышенный?

4. Верите ли вы, что зона степей является самой влажной зоной Украины?

5. Верите ли вы, что на территории степной зоны преобладают дерново-подзолистые почвы?

6. Верите ли вы, что черноземы самые плодородные почвы степи?

7. Верите ли вы, что степная зона делится на 5 подзон?

8. Верите ли вы, что Донецкая область находится в степной зоне Украины?
IV. Изучение нового материала.

1. Прием «Блиц-опрос».

1. Какая природная зона называется степной?

2. Каково основное отличие степной зоны от лесной?

3. Чем обусловлено это отличие?

4. Где расположена зона степей?

5. На какие подзоны она делится?


2. Рассказ учителя (сопровождается демонстрацией фотографий).

По соотношению тепла и влаги, характеру почв, природной растительности степную зону делят на подзоны: северо-, средне- и южностепную, которые сменяют друг друга широтными полосами. Северостепная подзона занимает большую часть зоны. Там сформировались черноземы обычные. В разнотравной степи растения цветут в разное время, поэтому она выглядит по-разному в любое время года. Весной сначала зацветают тюльпаны, шафран, гиацинты, позже – горицвет желтый, степные ирисы и фиалки, впоследствии – ковыль, пион тонколистый, шалфей, васильки. С середины лета степь выгорает, но осенью, благодаря дождям, зеленеет от мхов еще раз, а зимой отдыхает.

В среднестепной подзоне распространены мене плодородные черноземы южные. На них сформировались типчаково-ковыльные степи, которые по видовому составу значительно беднее разнотравных. Там растут ковыль, типчак, тысячелистник, шалфей.

Южностепная подзона охватывает Причерноморье, Приазовье и Крымскую равнину. Она получает больше солнечной радиации, однако имеет значительный дефицит влаги. Там образовались каштановые почвы, которые чередуются с солончаками и солонцами под полынно-злаковой растительностью. Растет здесь полынь, типчак, житняк. Растения образуют отдельные островки, чередующиеся с голыми песчаными местами.



3. Животные степи и их приспособление к условиям жизни.

  • Опережающее задание. Выступление ученика.

Степная зона – это зона с жарким и сухим климатом, поэтому чтобы выжить в этих условиях животным приходится приспосабливаться. Многие степные животные живут в норах. Такими животными являются почти все степные грызуны, в частности степные сурки-байбаки, суслики, хомяки, мыши, полевки, пеструшки, слепушонки, тушканчики и слепыши; роют норы также лисицы, степные хорьки и барсуки; даже птицы (совы, удод, каменки и др.) живут в норах. Норы для животных являются убежищем при опасности и неблагоприятных погодных условиях, а также местом пребывания во время зимней или летней спячки, местом рождения и выращивания молодняка.
Значительные колебания температуры в степи в течение суток обусловливают соответствующую активность степных животных. В летнее время большинство видов активны утром и в вечернее время и даже ночью. Днем, когда наступает сильная жара, большинство животных прячется в укрытиях. Птицы наиболее активны в утренние часы. Земноводные активны ночью, а пресмыкающиеся днем, только степная гадюка выползает на охоту ночью. С наступлением холодов значительная часть степных животных, в частности байбаки, суслики, тушканчики, ежи, а также усе рептилии, амфибии, насекомые впадают в спячку и в таком состоянии пребывают до весны. Значительное количество животных, особенно птицы и некоторые летучие мыши отлетает в более теплые местности. Некоторые грызуны, которые не впадают в зимнюю спячку или спят с перерывами, на зиму запасают себе корм. Так, хомяки наносят в нору несколько килограммов зерна, слепыши — корни растений, желуди, сеноставки — запасают сено, а курганчиковая мышь накапливает несколько килограммов зерна и укрывает его землей. Под таким курганчиком мыши устраивают свои гнезда и живут всю зиму, имея вдосталь корма.
В связи с тем, что в степи мало воды, у степных животных возникли приспособления к обитанию в засушливой среде. Птицы и копытные млекопитающие в поисках воды могут преодолевать значительные расстояния. Такие грызуны, как песчанки, суслики, тушканчики, полевки, обходятся без воды потому, что питаются сочными зелеными растениями. Степные хищники также не потребляют воду, так как получают ее из животных, которыми питаются. Домовым и курганчиковым мышам присуща важная физиологическая способность из крахмала съеденного зерна получать необходимое количество воды, поэтому они могут жить и размножаться, поедая только сухие семена растений.
Важным приспособлением степных животных для защиты от врагов есть способность их быстро бегать. Это прекрасно делают сайгак, джейран, заяц-русак, тушканчики, а из птиц серая куропатка, дрофа.

Особенностью приспособления степных животных к обитанию в открытой местности является также песочно-серая окраска их меха или оперения, которая делает их малозаметными на фоне местности. Степные животные очень осторожны. Байбаки, суслики, заметив опасность, подают сигнал всем своим сородичам и прячутся в норы. Степные копытные всегда пасутся под охраной вожака. Так, вожак сайгаков надежно охраняет табун, не ест и не ложится до тех пор, пока его не сменит другой.



  • Демонстрация презентации ученика «Животные степи» (сопровождается рассказом).


Минутка релаксации (звучит спокойная музыка).

Интересно ли вам узнать, что может сейчас произойти с каждым из вас? Тогда сядьте поудобнее и выясним это поскорее.

Предлагаю вам, друзья, минутку релаксации. В этот момент каждый из вас перенесется на степные просторы нашей страны. Закройте глаза и на минутку представьте себя путешественником, идущим по бескрайним степям. Пусть чистый степной воздух наполнит ваши легкие, вы дышите спокойно, чувствуете аромат степных трав. Пусть возникнут в вашем воображении пестрые и красивые степные цветы, которые вселяют в вашу душу добро, любовь и покой. Учимся добру, чтобы потом всю жизнь его творить. А теперь возвращаемся и продолжаем покорять степные просторы!

4. Растительный мир степи.

(рассказ сопровождается презентацией «Растения степи» с использованием гербария).

Красивую картину степей описал Н. В. Гоголь: «Степь, чем далее, тем становилась прекраснее… Никогда плуг не проходил по неизмеримым волнам диких растений. Одни только кони, скрывавшиеся в них, как в лесу, вытаптывали их. Ничто в природе не могло быть лучше их. Вся поверхность земли представлялась зелено-золотым океаном, по которому брызнули миллионы разных цветов… Черт вас возьми, степи, как вы хороши!»

Таких степей, где травы выше лошади, нет и никогда не было, они – плод фантазии писателя. Степи всегда страдают от недостатка влаги. Поэтому очень высокие травы на них не произрастают. К середине лета значительная часть степных растений заканчивает свое развитие, и степь выгорает. Но по обилию и разнообразию растительного покрова степи действительно очаровательны. В них произрастает более 1800 видов высших растений. И облик их от весны до осени все время меняется.

Весной первыми зацветают луковичные: шафран, радующий глаз своими бело-фиолетовыми цветками, белый птицемлечник, желтый гусиный лук, синие гиацинты, красные и желтые тюльпаны, красавица сон-трава, фиолетовые ирисы, пурпурный пион, золотистый горицвет. По мере расцветания степь окрашивается в пурпурный, фиолетовый, голубой, белый и желтый цвета, сменяющие друг друга (показывает картинки).

Но особой красоты степь достигает в конце мая, когда зацветают ковыли. Их длинные шелковистые пряди колышет ветер, и чудится – волнуется серебристое море. Украинцы называют ковыль «шелковой травой». Ковыли прекрасно приспособлены к жизни в степи. Их плоды легко переносит ветер, на стеблях оседает масса влаги, при этом образующаяся роса стекает вниз, что способствует накоплению влаги в почве. В нашем крае встречаются около 15 видов ковылей, 10 из них занесены в Красную книгу (ковыль дивный и ковыль шершавый сохранились только в заповеднике Хомутовская степь).

В середине лета зацветает розовыми и лиловыми цветами зопник, появляются желтые цветы на высоких свечах коровяка, с восходом солнца раскрывает свои голубые цветы цикорий, осыпан мелкими беловатыми цветочками качим (перекати-поле).

Многие растения степи занесены в Красную книгу. В ней значатся: пшеница тимофеевка, пырей ковылелистный, перекати-поле, катран татарский, головчатка Литвинова, солодка голая, тюльпан Шренка, пион узколистный, горицвет весенний и многие другие. Эти растения сохранились только на заповедных территориях и подлежат охране.
5. Природоохранные территории.
И чтобы сохранить редкие и исчезающие виды растений и животных на территории степной зоны, созданы множество природоохранных территорий – это биосферные природные заповедники: Аскания-Нова, Черноморский, Дунайский; природные заповедники: Луганский, Украинский степной, Казантипский; национальные парки: Азово-Сивашский, Святые горы, а также заказники, памятники природы.
Вопрос: Какие природоохранные объекты есть на территории нашей области?
Демонстрация фотографий, слайдов природоохранных территорий.

V. Закрепление нового материала.

Прием «Слово – предложение – вопрос – ответ» (например, Степи – Степи расположены на юге страны. - Какую площадь занимают степи на территории Украины? – Степи занимают 40% территории Украины.)
VI. Рефлексия.

БЕСЕДА.


1. Что понравилось вам на уроке?

2. Как вы думаете, достигли ли мы поставленной цели?

3. Что не понравилось на уроке?

4. Что бы вы хотели изменить?


VII.Итог урока.

Степ.


Степ – це запахи шипшини,

Степ – це море житняків.

Степ – це кущики калини

І жовтавих буркунів.

Степ – це хвилі ковилові,

степ – це ряст та первоцвіт.

Степ – це шавлії бузкові

І багряний маків цвіт.

Степ – це коників сюрчання,

Степ – лелечий переліт.

Степ – зозулине кування,

Солов’їний ніжний спів.

Неозорий і безкрайній,

Гомінливий і жаркий.

То зелений, то рудавий.

Степ – це сонця перелив.



VIII. Домашнее задание.

1. Проработать параграф учебника.



2. Обозначить на к/к границы подзон степной зоны, природоохранные территории.

3. Написать мини-сочинение «Я путешествую по степи», «Степь в разные сезоны года».
Каталог: attachments
attachments -> Обґрунтування вибору проблеми
attachments -> Обладнання: комп’ютерні слайди, тексти поезій Архілока, Тіртея Актуалізація опорних знань
attachments -> Урок з Зарубіжної художньої культури 11 клас Культова арабо-мусульманська архітектура
attachments -> Склад і функції крові. Лабораторна робота. Мікроскопічна будова крові людини та жаби
attachments -> Серцево судинні
attachments -> Тема: Хімія та їжа Девіз: Хіміки це ті, хто дійсно розуміють світ!
attachments -> План Пояснювальна записка. Тема Науково-теоретична підготовка вчителя фізичної культури. Тема Питання педагогіки та психології в фізичному вихованні
attachments -> Урок Обміркуйте ситуацію

Скачати 28.36 Kb.

Поділіться з Вашими друзьями:




База даних захищена авторським правом ©uchika.in.ua 2020
звернутися до адміністрації

    Головна сторінка