Учебно-методическое пособие по дисциплине «корпоративное управление» Рассмотрено на заседании кафедры



Сторінка1/14
Дата конвертації19.07.2020
Розмір0.99 Mb.
ТипУчебно-методическое пособие
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ УКРАИНЫ
ДОНЕЦКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ


учебно-методическое пособие

по дисциплине

«КОРПОРАТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ»




Рассмотрено на заседании кафедры

менеджмента и хозяйственного права

протокол № 9 от 10.05.2006 г.

Утверждено учебно-издательским

Советом ДонНТУ

протокол № 2 от 24.05.2006 г.

2006

УДК 658.012.2


Учебно-методическое пособие по дисциплине «Корпоративное управление» для студентов экономических специальностей дневной и заочной форм обучения. Составители: Н.А. Перевозчикова, Л.Н. Василишина – Донецк, Донецкий национальный технический университет, 2006. – 250 с.

Составители: к. э. н., доц. Перевозчикова Н.А., ас. Василишина Л.Н.


Рецензент:

д. э. н., доцент,

декан факультета

экономики и менеджмента

ДонНТУ Дементьев Вячеслав Валентинович


Ответственный за выпуск: Амоша Александр Иванович

Содержание










Стр.




Введение

4

Тема 1.

Сущность корпоративного управления

5

Тема 2.

Органы управления акционерным обществом

39

Тема 3.

Участники корпоративных отношений

68

Тема 4.

Акции акционерного общества

92

Тема 5.

Стратегическое управление корпорацией

115

Тема 6.

Стратегический потенциал корпорации ее конкурентоспособность

131


Тема 7.

Корпоративные финансы

148

Тема 8.

Проведение корпоративной диагностики

166

Тема 9.

Управление государственными корпоративными правами


199

Тема 10.

Корпоративная культура

210




Методические указания к выполнению контрольной работы

230





Приложение А

234




Приложение Б

243




Приложение В

245




Список использованной литературы

247

Введение
Цель курса «Корпоративное управление» - дать основы теоретических знаний экономико-правового характера о системе отношений между заинтересованными лицами в системе корпоративного управления при условии повышения эффективности функционирования корпораций как хозяйствующего субъекта и социально-экономического института в рыночной экономике.

Основная задача учебно-методического пособия – усвоить обобщенные в теории и практике корпоративного управления знания с учетом специфики акционерной собственности в рыночных отношениях и закрепить их на практических занятиях, выработать навыки принятия решений, касающихся управления, организации, регулирования и мотивации всех участников корпоративных отношений.

В учебно-методическое пособие по каждой теме включены: план практического занятия, вопросы для самопроверки, тематика рефератов, рекомендуемая литература, тесты, задания и ситуационные задачи. Кроме того, содержатся методические указания к выполнению контрольной работы.

Для успешного изучения курса студенты должны на основании рекомендуемой литературы усвоить программу темы, продумать ответы на вопросы практического занятия. Вместе с этим следует найти верные ответы на вопросы тестов, выполнить задания и ситуационные задачи по теме. Ситуационные задачи позволяют студентам вырабатывать новый подход к решению задач, готовность и способность выявлять проблемы и находить пути их разрешения, обосновывать принятие решения и аргументировано защищать свою позицию в процессе дискуссии. Подготовка рефератов студентами по темам курса осуществляется по поручению преподавателя.

Составители надеются, что пособие определенной мерой поможет студентам овладеть знаниями относительно данного курса, а преподавателям будет полезной в процессе подготовки и проведения практических занятий.

Тема 1. Сущность корпоративного управления


Процесс рыночного формирования экономики Украины на микро- и макроуровнях привел к образованию корпоративного сектора как базового среди новых организационно-правовых форм хозяйствования. Отечественные корпорации относительно невелики (по капитализации, обороту, прибыли и численности работающих), но это обуславливает актуальность проблемы развития отечественного корпоративного управления. Создание надлежащей системы корпоративного управления стало важнейшей составляющей структурной трансформации экономики.

Корпоративное управление – это система влияния на участников корпоративных отношений с целью эффективного использования объединенного капитала. В рамках этой системы создаются экономические, социальные, правовые отношения между собственниками (акционерами), менеджерами, работниками, органами управления и другими заинтересованными сторонами по управлению корпорацией.

Отличительными признаками эффективного корпоративного управления признаются прозрачность (раскрытие) финансовой информации и информации о деятельности корпорации; осуществление контроля за деятельностью исполнительного органа; всесторонняя защита прав и законных интересов акционеров; независимость контрольного органа (Наблюдательного совет) в определении стратегии корпорации, мониторинга ее деятельности.

Различают англо-американскую, немецкую, японскую модели корпоративного управления. Существует предпринимательская модель корпоративного управления, которая присуща странам с переходной экономикой.


План темы

1. Понятие корпорации и корпоративного управления

2. Основные принципы корпоративного менеджмента

3. Модели корпоративного управления
Вопросы для самопроверки

1. В чем состоит сущность корпоративного управления?

2. Назовите основные задачи корпоративного управления.

3. Какова роль и место корпораций в рыночной экономике?

4. Кто является основными участниками корпоративных отношений?

5. Какие внешние и внутренние факторы влияют на систему корпоративного управления?

6. Определите особенности формирования системы корпоративного управления в Украине.

7. Назовите элементы, которые характеризуют модели корпоративного управления.

8. В чем состоит особенность структуры владения акциями и контроля над корпорацией в англо-американской модели?

9. Какие действия требуют одобрения акционеров в немецкой модели корпоративного управления?

10. Назовите ключевых участников корпоративных отношений в японской модели. Охарактеризуйте роль финансово-промышленных сетей.

11. Какой тип контроля над корпорациями в инсайдерской и аутсайдерской системах корпоративного управления?

12. Назовите основные черты и области распространения предпринимательской модели корпоративного управления.
Темы рефератов

1. Роль принципов корпоративного управления ОЭСР и других международных организаций в развитии системы корпоративного управления на предприятиях Украины.

2. Факторы, которые обусловили необходимость развития корпоративного управления в Украине.

3. Сравнительный анализ существующих моделей корпоративного управления.

4. Основные цели создания акционерных обществ и роль корпоративного управления в их достижениях.
Рекомендуемая литература

1. Козаченко Г.В., Воронкова А.Е. Корпоративное управление: Учебник для вузов. – Киев: «Либра», 2004. – 368 с.

2. Мазур И.И., Шапиро В.Д., Коротков Э.М., Ольдерогге Н.Г. Корпоративный менеджмент: Учебное пособие для студентов. – Москва: Омега-Л, 2005. – 376 с.

3. Д.В. Задихайло, О.С. Кібенко, Г.В. Назарова. Корпоративне управління: навчальний посібник. – Харків: Еспада, 2003. – 688 с.

4. Міжнародні та національні стандарти корпоративного управління (збірник кодексів та принципів). – Київ: МФК, 2002. – 247 с.

5. Забелин. Основы корпоративного управления концернами. – Москва: ПРИОР, 1998. – 176 с.

6. Палига. Корпоративне управління виробництвом в умовах постприватизаційних відносин. – Львів, 2002. – 33 с.

7. Т.Б. Калинкова, О.С. Щербак, И.В. Портная, В.О. Щербак. Особенности корпоративного управления в Украине // Актуальні проблеми економіки. – 2004. - № 9. – С 162-167.
Тесты, задания, ситуационные задачи

1.1 Корпоративное управление – это:

1) целенаправленная деятельность людей по реализации определенных видов деятельности;

2) профессионально осуществляемое руководство деятельностью корпорации в рыночных условиях, направленное на достижение целей деятельности и получение прибыли путем рационального использования ресурсов;

3) управление хозяйственной деятельностью корпорации в условиях рынка;

4) управление персоналом корпорации с целью совершенствования бизнеса.
1.2 Корпорация – это:

1) юридическое лицо, ведущее предпринимательскую деятельность, имеющее право приобретать ресурсы, производить и продавать продукцию, предоставлять кредиты и брать в долг, выступать в суде, как истцом, так и ответчиком;

2) добровольное объединение юридических и физических лиц с целью эффективного управления коллективной собственностью в соответствии с национальным законодательством;

3) предпринимательская организация, обладающая развитой организационной структурой, развитыми хозяйственными связями, широким диапазонов видов деятельности, штатом профессиональных управляющих.


1.3 Отличительные признаки корпорации:

1) право собственности не передается;

2) способность заключать контракты и владеть собственностью;

3) отделение собственности от управления и ограниченная ответственность.


1.4 Основные составляющие корпорации:

1) цели, ресурсы, бизнес-процессы, стадии жизненного цикла;

2) цели, ресурсы, организационная структура, бизнес-процессы, стадии жизненного цикла;

3) цели, ресурсы, организационная структура, бизнес-процессы, все внутренние факторы, стадии жизненного цикла.


1.5 Основной задачей корпоративного управления является:

1) обеспечение эффективности деятельности корпорации;

2) балансирование интересов акционеров, менеджеров, работников, клиентов, партнеров и поставщиков корпорации;

3) защита интересов владельцев корпорации;

4) распределение доходов от деятельности корпорации.
1.6 Первоочередным принципом корпоративного управления является:

1) соблюдение прав акционеров;

2) обеспечение равноправия акционеров;

3) подконтрольность руководства корпорации;

4) прозрачность корпорации.
1.7 Принцип корпоративного управления – обеспечение равноправия акционеров – предполагает:

1) участие в голосовании на общих собраниях акционеров;

2) одинаковое отношение ко всем акционерам одной категории;

3) участие в выборе руководящих должностей.


1.8 Принцип корпоративного управления – прозрачность корпорации – предполагает:

1) только прозрачность производственно-хозяйственной деятельности;

2) прозрачность структуры корпорации, собственности и производственно-хозяйственной деятельности;

3) открытая информация о финансах.


1.9 Менеджеры – это:

1) все работники корпорации;

2) руководители различного уровня, наделенные полномочиями принимать решения в сфере своей компетенции;

3) низовое звено управленческих работников.


1.10 Организационная культура корпорации – это:

1) этикет и правила поведения, принятые в корпорации;

2) совокупность разделяемых персоналом ценностей, идей и норм;

3) закрепленный приказом регламент деятельности персонала.


1.11 Основная цель корпоративного управления:

1) обеспечение эффективности деятельности корпорации;

2) обеспечение прибыльности бизнеса;

3) обеспечение показателей, задаваемых организации извне, например, государственными органами и рынком.


1.12 Англо-американскую модель корпоративного управления применяют следующие страны:

1) Великобритания, Австрия, Франция, США;

2) Канада, США, Австрия, Великобритания, Украина;

3) Канада, США, Австралия, Великобритания.


1.13 Немецкую модель корпоративного управления применяют следующие страны:

1) Германия, Нидерланды, Австрия, Скандинавия, Франция, Бельгия;

2) Германия, Нидерланды, Австралия, Скандинавия, Франция, Бельгия;

3) Германии, Канада, Нидерланды, Великобритания, Бельгия, Франция.


1.14 Участниками корпоративных отношений англо-американской модели корпоративного управления являются:

1) акционеры, банки, Правление, Наблюдательный совет;

2) акционеры, менеджеры, директора;

3) акционеры, банк, менеджеры, директора.


1.15 Участниками корпоративных отношений немецкой модели корпоративного управления являются:

1) акционеры, банки, Правление, Наблюдательный совет;

2) акционеры, менеджеры, директора;

3) акционеры, банк, менеджеры, директора.


1.16 Участниками корпоративных отношений японской модели корпоративного управления являются:

1) акционеры, банки, менеджеры, директора;

2) акционеры, банк, финансово-промышленная сеть, наемный персонал, государство;

3) акционеры, финансово-промышленная сеть, государство, наемный персонал.


1.17 Особенностями англо-американской модели корпоративного управления являются:

1) наличие двухпалатного совета, наличие рабочего совета, сильное влияние банков, возможное голосование по доверенности;

2) социальная сплоченность и взаимозависимость, пожизненный найм персонала, наличие ключевого банка и финансово-промышленной сети, особая роль государства;

3) распыленность акционерного капитала, разделение функций владения и управления, обязательное создание совета директоров, в который входят инсайдеры и аутсайдеры.


1.18 Особенностями немецкой модели корпоративного управления являются:

1) наличие двухпалатного Совета, наличие рабочего совета, сильное влияние банков, возможное голосование по доверенности;

2) социальная сплоченность и взаимозависимость, пожизненный найм персонала, наличие ключевого банка и финансово-промышленной сети, особая роль государства;

3) распыленность акционерного капитала, разделение функций владения и управления, обязательное создание совета директоров, в который входят инсайдеры и аутсайдеры.


1.19 Особенностями японской модели корпоративного управления являются:

1) наличие двухпалатного совета, наличие рабочего совета, сильное влияние банков, возможное голосование по доверенности;

2) социальная сплоченность и взаимозависимость, пожизненный найм персонала, наличие ключевого банка и финансово-промышленной сети, особая роль государства;

3) распыленность акционерного капитала, разделение функций владения и управления, обязательное создание совета директоров, в который входят инсайдеры и аутсайдеры.


1.20 В каких моделях корпоративного управления информация раскрывается раз в полгода?

1) англо-американской;

2) немецкой;

3) японской.


1.21 В какой модели корпоративного управления информация раскрывается ежеквартально?

1) англо-американской;

2) немецкой;

3) японской.


1.22 В какой модели корпоративного управления существует рабочий совет, который на совещательных началах участвует в обсуждении кадровых и социальных вопросов?

1) англо-американской;

2) немецкой;

3) японской.


1.23 В какой модели корпоративного управления существует двухпалатный Совет?

1) англо-американской;

2) немецкой;

3) японской.


1.24 Какая модель корпоративного управления характеризуется высокой степенью сплоченности и взаимозависимости?

1) англо-американская;

2) немецкая;

3) японская.


1.25 В какой модели корпоративного управления особая роль принадлежит государству?

1) англо-американской;

2) немецкой;

3) японской.


1.26 Для стран с переходной экономикой характерна:

1) предпринимательская модель;

2) японская модель;

3) немецкая модель;

4) англо-американская модель.
1.27 Основой для формирования украинской модели корпоративного управления послужила:

1) англо-американская модель;

2) немецкая модель;

3) японская модель.


1.28 Особенности предпринимательской модели корпоративного управления:

1) особая роль государства, формирование доверительных отношений в сфере высшего менеджмента, открытость информации;

2) конфиденциальность информации, трудности финансового положения акционерных обществ, нарушение прав собственности, теневой раздел доходов;

3) распыленность акционерного капитала, соблюдение прав акционеров, разделение функций владения и управления.


1.29 В Украине корпорация – это то же, что:

1) совместное предприятие;

2) акционерное общество;

3) крупное предприятие.


1.30 В японской модели корпоративного управления кэйрецу - это

1) корпорация;

2) ключевой банк;

3) финансово-промышленная сеть.


1.31 Корпоративное управление в Украине осуществляется:

1) общим собранием акционеров, Правлением и ревизионной комиссией;

2) общим собранием акционеров, Наблюдательным советом и Правлением;

3) общим собранием акционеров, Наблюдательным советом, Правлением и ревизионной комиссией;

4) Наблюдательным советом и Правлением акционерного общества.
1.32 Ситуационная задача «Различные подходы к менеджменту»

Главная задача менеджера – максимизация прибыли, получаемой компанией. Вместе с тем все большее значение приобретают социальная ответственность менеджера перед обществом, его конкретные действия, обеспечивающие решение социальных проблем, стоящих перед страной.

В связи с этим существуют две позиции. Сторонники одной позиции считают, что социальные проблемы должно решать государство, а бизнес – только «делать деньги». Они обосновывают свою позицию тем, что действия в социальной области ведут к снижению прибылей компании, ухудшению ее конкурентоспособности, росту издержек, которые в последующем ведут к росту цен (нанося ущерб потребителям) и другим отрицательным последствиям.

Сторонники другой позиции считают, что бизнесмены имеют перед обществом моральные обязательства и предпринимаемые ими действия, способствующие решению социальных проблем, могут оказать большую пользу предпринимателям, повысить их имидж в обществе и быть неплохой рекламой.


Вопросы для обсуждения:

1. Чью позицию вы разделяете и почему?

2. Должен ли, по вашему мнению, предприниматель выполнять социальные обязательства перед страной и в каких формах?

3. Будет ли ему в конечном итоге это выгодно (в том числе в финансовом отношении)? Если выгодно, то почему?

4. В каких формах социальная поддержка может осуществляться украинским бизнесом:

- в масштабах фирмы;

- в масштабах региона, страны?
1.33 Ситуационная задача «Внедрение корпоративных систем управления»

Крупные и недорогие кредиты стали для концерна «Галнафтогаз» наградой за внедрение прогрессивной системы корпоративного управления. В июне 2004 года здесь приняли корпоративный кодекс, который увенчал многомесячную работу по изменению принципов управления компанией. В частности, перераспределены полномочия между наблюдательным советом и правлением, в результате чего функции последнего были расширены. Если раньше в исполнительный орган входили директора дочерних предприятий, то теперь – профильные специалисты: финансист, юрист, операционный директор, начальники управлений по развитию, кадрам – всего восемь человек. Каждый отвечает за свое направление. А генеральный директор сосредоточился на стратегическом развитии компании. В результате правление стало работать эффективнее.

Введена должность корпоративного секретаря, который является связующим звеном между акционерами, наблюдательным советом и правлением. Раньше такие функции исполнял РR-менеджер, сейчас – юрист.

Через четыре месяца после принятия корпоративного кодекса концерн «Галнафтогаз» получил 23 млн. долларов кредита от Черноморского банка торгового развития. В 2005 году Международная финансовая корпорация (МФК) и Европейский банк реконструкции и развития предоставили компании по 25 млн. долларов кредитов. «Я думаю, что мы получили бы кредиты и без внедрения западных принципов корпоративного управления, - считает директор по инвестициям Универсальной инвестиционной группы Андрей Худо. – Но, думаю, ставки были бы выше». При этом он уверен, что во многом благодаря построению четкой управленческой системы компания недавно разместила 18% акций среди портфельных инвесторов, для которых значение корпоративного управления даже больше чем международный аудит. Это подтверждает и мнение авторитетных экспертов: чем прозрачнее компания и выше уровень защиты прав акционеров, тем больше инвестиции она может привлечь.


Вопросы для обсуждения:

1. Какие изменения произошли в концерне при внедрении корпоративных систем управления?

2. Назовите принципы корпоративного управления, которыми начал руководствоваться концерн.

3. Существует ли взаимосвязь между внедрением прогрессивной системы корпоративного управления и получением кредитов? Обоснуйте свой ответ.


1.34 Ситуационная задача «Проблемы корпоративного управления в Украине»

Несколько лет назад иностранные инвесторы планировали вложить средства в одно крупное предприятие. Уже были достигнуты четкие договоренности, но вдруг председатель правления попал в аварию. За то время, пока он лежал в тяжелом состоянии в больнице, компания практически перестала работать. В итоге иностранный инвестор потерял к ней интерес. Проблема заключалась в том, что всей важной для бизнеса информацией владел только председатель правления. Срывы крупных контрактов, о которых знал только он, «положили» предприятие. Похожая схема управления бизнесом широко распространена в Украине. Основная часть системы корпоративного управления в классическом варианте напоминает треугольник, который состоит из владельца бизнеса, совета директоров (наблюдательного совета) и менеджеров. Во многих украинских акционерных обществах собственники сами руководят финансово-хозяйственной деятельностью и часто входят в состав совета директоров. Таким образом, треугольник превращается в точку.

По данным исследования «Практика корпоративного управления в Украине», проведенного МФК по итогам 2004 года, в 30 % акционерных обществ самым первым крупным акционером является председатель правления. Второй крупнейший акционер входит в состав исполнительных органов почти в 22 % обществ.

Наблюдается тенденция к сокращению количества членов наблюдательного совета – в среднем до трех человек, хотя в классическом варианте минимальная планка – семь участников. При этом в украинских акционерных обществах наблюдательный совет часто является формальной структурой, тогда как в ведущих мировых компаниях – это штаб стратегического управления. Проблема в том, что полномочия, которые по стандартам прогрессивного корпоративного управления должны относиться к компетенции наблюдательного совета, уставом компаний отнесены к компетенции общего собрания или исполнительного органа. Кроме того, у людей, входящих в наблюдательный совет, часто очень низкая квалификация. Многими компаниями на самом деле руководят представители крупного акционера, так называемые «засланные казачки». Хотя формально существует директор, подписывающий документы и практически ничего не решающий. Сейчас институт представителей потихоньку начинает отмирать: «засланные казачки», не имеющие необходимой квалификации, довели до банкротства не одно предприятие.


Вопросы для обсуждения:

1. Применялись ли принципы корпоративного управления на предприятии, председатель правления которого попал в аварию? Какие факты свидетельствуют об этом?

2. Какие принципы корпоративного управления применяются на украинских предприятиях?

3. Какая схема управления бизнесом широко распространена в Украине? Является ли она эффективной?

4. Какие проблемы наблюдаются в украинских компаниях?

5. Дайте рекомендации по устранению выявленных проблем.



Поділіться з Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14


База даних захищена авторським правом ©uchika.in.ua 2019
звернутися до адміністрації

    Головна сторінка