Увеличение товарной линии осуществляют путем удлинения или наполне-ния товарной линии



Дата конвертації19.07.2020
Розмір68.5 Kb.
В условиях рынка предприятие самостоятельно принимает решение о вы-боре стратегии и тактики проведения товарной политики. Каждое предприятие может предложить рынку один товар или несколько его видов, одну или не-сколько товарных линий, совокупность которых представляет собой товарную номенклатуру, или товарный микс фирмы.

Товарная линия-это группа продуктов либо с тождественными принципа-ми функционирования, либо предназначенных для одних и тех же категорий потребителей, либо поставляемых через однотипные магазины, либо продавае-мых в рамках определенного диапазона цен.

Товарная линия может быть короткой или длинной. Товарная линия назы-вается короткой, если предприятие может увеличить свою прибыль за счет расширения ассортимента продукции, которая входит в товарную линию. То-варная линия называется длинной, если увеличение прибыли возможно за счет сужения ассортимента.

Увеличение товарной линии осуществляют путем удлинения или наполне-ния товарной линии.

Удлинение товарной линии, как правило, применяется, когда предприятие ищет новые сегменты рынка и/или пытается изменить ситуацию в конкурент-ной борьбе в свою пользу. Это достигается благодаря освоению выпуска про-дукции, не производимой предприятием в настоящее время. Удлинение товар-ной линии может осуществляться ’’вниз’’(выпуск более простого и дешевого товара), или ’’вверх’’(выпуск сложного и дорогого товара), или одновременно в обоих направлениях.

Наполнение товарной линии осуществляется для более полного использо-вания производственных мощностей и поставок на рынок товаров широкой но-менклатуры. Такое увеличение длины товарной линии производится благодаря расширению ассортимента товаров данной линии.

Товарная номенклатура, или товарный микс, как совокупность всех товаров фирмы характеризуется широтой, длиной, глубиной и согласованностью. Ши-рота товарной номенклатуры определяется числом товарных линий предпри-ятия, длина - общим числом конкретных товаров фирмы, глубина - числом ва-риантов каждого товара определенной товарной линии, согласованность - сте-пенью близости различных линий с точки зрения конечного использования то-варов.

Товарная номенклатура должна постоянно находиться под контролем, ко-торый необходимо осуществлять на каждой стадии жизненного цикла товара, с тем чтобы включать в нее продукты, находящиеся на разных стадиях жизнен-ного цикла. Такая

балансировка товарной номенклатуры позволяет обеспечивать стабильный объ-ем сбыта и постоянство в получении прибыли.

При разработке товарной номенклатуры могут потребоваться решения, свя-занные с установлением количества предлагаемых товаров, товарных линий, их ширины и глубины, с сохранением или расширением существующей структуры товарного предложения. Соответственно потребуется решить, какую структуру товарного микса следует принять в зависимости от числа товарных линий, от-дельных товаров, а также от ширины и глубины товарной номенклатуры. Так, для товарного микса, в котором число товарных линий равно 3, а общее число товаров – 12, глубина товарной линии А равна 4, товарной линии Б – 2, товар-ной линии В – 6, средняя глубина товарной номенклатуры составит 4 товара фирмы (рис. 1 )

Ширина

товарной номенклатуры



Товарная линия А Товарная линия Б Товарная линия В

Товар А1 Товар Б1 Товар В1

Глубина

Товар А2 Товар Б2 Товар В2



Товар А3 Товар В3

Товар А4 Товар В4

Товар В5

Товар В6


Рис.1. Структура товарного микса.

Проведение эффективной товарной политики фирмы связано с двумя крупными проблемами. Во-первых, фирма должна рационально организовать работу в рамках имеющейся номенклатуры товаров с учетом стадий жизненно-го цикла; во-вторых, - заблаговременно осуществлять разработку новых това-ров для замены товаров, подлежащих снятию с производства и выводу с рынка.

Таким образом, фирме необходимо иметь и постоянно совершенствовать товарную стратегию, что позволит ей обеспечить устойчивую структуру ассор-тимента, постоянный сбыт и стабильную прибыль.

Товарная стратегия разрабатывается на перспективу и может включать три стратегических направления по улучшению привлекательности имеющегося на фирме товарного микса (рис. 2 ):

инновация товара;

вариация товара;

элиминация товара.

Товарные стратегии фирмы

Стратегия инновации товара Стратегия вариации товара Стратегия элимина-ции товара

Диффе-ренциа-ция това-ра Дивер-сифи-кация товара Вариация функциональ-ных свойств Специа-лизация Изме-нение сорта

Вариация физических свойств

Вариация дизайна товара

Вариация имиджа

Вариация имени, марки

Вариация обеспечения дополнительных эффек-тов

Рис.2. Товарные стратегии фирмы.

Стратегия инновации товара определяет программу разработки и внедрения новых товаров. Однако выражение ’’новый товар’’ имеет самое различное тол-кование и используется как для обозначения усовершенствования, обновления существующих товаров, так и для характеристики абсолютно новых потреби-тельских благ, которые впервые предоставляются потребителям. Необходимо правильно оценить значимость и назначение инновации, так как от этого зави-сит качество оценки риска, связанного с ее внедрением.

Инновация в существующих теории и практике является синонимом поня-тий ’’нововведение’’ и ’’новшество’’. Она может быть представлена новыми продуктом или услугой, способом их производства и сбыта, новшеством в ор-ганизационной, финансовой, научно-исследовательской, маркетинговой и дру-гих сферах деятельности. Инновации классифицируют по степени их новизны для фирмы; по степени новизны для рынка и потребителя (интенсивность ин-новаций); по характеру идеи, с которой связано появлении инновации (техно-логическая или маркетинговая). Так, по степени новизны для фирмы различают товары мировой новизны и новые для фирмы. Установлено, что мировой но-визной обладает малая часть нововведений (10%), а большинство инноваций (70%) связано с обновлением, расширением, модификацией имеющейся гаммы товаров:

%

Товары мировой новизны .....................................................…10



Товары, новые для фирмы.....................................................…20

Расширение имеющейся гаммы товаров..................................26

Обновленные товары..............................................................…26

Изменение позиционирования товара.......................................7

Сокращение издержек (производственная инновация) ..........11

Итого........................................................................................….100

Инновация товара понимается как процесс получения новых идей по пово-ду имеющегося продукта, а также разработки и вывода на рынок новых про-дуктов.

Инновация товара является основой устойчивости и стабильной деятельно-сти предприятия. Потребность непрерывного обновления товарного ассорти-мента обусловлена следующими внешними и внутренними факторами окру-жающей среды:

внутренние факторы- необходимость надежного функционирования, сни-жение затрат, распределение риска, загрузки производственных мощностей, обеспечения персонала работой;

внешние факторы- развитие техники и технологий, развитие рынка произ-водительных сил и рынка сбыта, изменение отношения потребителей к товару, постоянные изменения конкуренции и конкурентных отношений.

Инновация товара предполагает разработку и внедрение новых товаров и по форме осуществления подразделяется на дифференциацию и диверсифика-цию товара.

Дифференциация товара представляет собой процесс разработки ряда су-щественных модификаций товара, которые делают его отличным от товаров- конкурентов.

В отечественной и переводной зарубежной литературе для выражения это-го понятия применяются два термина: ’’дифференциация’’ и ’’дифференциро-вание’’. По своему содержанию они могут рассматриваться как синонимы, так как в переводе с английского языка ’’differentiation’’ означает: 1)дифференциация; 2)дифференцирование, различие. С нашей точки зрения , при характеристике явлений и процессов по их функциональному, качествен-ному различиям (что относится и к продукции) более правильно применять термин ’’дифференциация’’, а при рассмотрении явлений и процессов во вре-мени и пространстве- термин ’’дифференцирование’’ (например, дифференци-рование времени работы и т.п.).

Дифференциация основана на улучшении привлекательности товара за счет его разнообразия. Концептуально дифференциация- это разработка различных вариантов товарного предложения на двух уровнях: между конкурентами по однотипным товарам и между товарами одного изготовителя, ориентирован-ными на разные сегменты рынка.

Целью дифференциации товара является увеличение его конкурентоспо-собности, повышение привлекательности товара за счет учета особенностей от-дельных рынков или сегментов рынка, предпочтений потребителей.

В маркетинге под дифференциацией товара понимают разработку и подго-товку к продаже, выводу на рынок вариантов товара, дополнительных к уже имеющимся на рынке. Дифференциация может осуществляться по двум на-правлениям: сосредоточение на возможностях своего товара (изменение упа-ковки, цены, вывод на вторичный рынок) и учет характера товарного предло-жения конкурентов (цена, каналы сбыта, имидж и т.д.).

Ф.Котлер наряду с дифференциацией товара выделяет также дифференциа-цию услуг, персонала, каналов распределения и имиджа.

Дифференциация товара осуществляется по следующим факторам: допол-нительные возможности товара; эффективность использования товара; ком-фортность; надежность; стиль и дизайн товара.

Дополнительные возможности могут предоставляться предприятием с ориентацией на предложения и потребности потребителей товара или выно-ситься на рынок как самостоятельно стандартизированный комплекс нововве-дений в виде дополнительных характеристик и усовершенствований, которые расширяют основную функцию товара. Одним из основных способов изучения дополнительных возможностей является спрос покупателей.

Эффективность использования товара основывается на принципе непре-рывного исследования и оценки характеристик предлагаемого товара с учетом потребностей целевого рынка и в сравнении с товарами фирм- конкурентов. Критерием оценки эффективности использования товара является качество его функционирования, т. е. качество выполнения товаром основной функции в процессе его потребления. Для перспективной оценки эффективности исполь-зования товара уровень качества проверяется на длительном отрезке времени. Такое прогнозирование качества исполнения основной функции товара может быть ориентировано на увеличение прибыли и расширение доли рынка за счет постоянного улучшения качества, или за счет поддержания качества на задан-ном уровне, или за счет понижения с течением времени качества товара. Выбор того или иного варианта поддержания эффективности использования товара за-висит от внутренних и внешних условий окружающей среды. Однако в любом варианте в первую очередь должны учитываться не столько цели производите-ля товара, сколько потребности покупателей.

Уровень комфортности – относительная характеристика товара, которая формируется при создании и производстве товара, а оценивается в потребле-нии. Оценка комфортности связана с субъективным восприятием потребителем степени соответствия товара его заявленным характеристикам. Чем выше оцен-ка уровня комфортности, тем выше репутация фирмы- производителя товара у покупателя, тем больший круг реальных и потенциальных клиентов может иметь фирма.

Надежность товара характеризуется его свойством выполнять заданные функции в заданном объеме при определенных условиях функционирования. Надежность товара – это комплексный показатель функционирования продукта. Она определяется такими показателями, как долговечность, ремонтопригод-ность, безопасность товара и т. д.

Долговечность товара – это свойство товара сохранять работоспособность до наступления предельного состояния при установленной системе эксплуата-ционного обслуживания и ремонтов. Долговечность определяет для покупателя предполагаемую продолжительность нормальной эксплуатации, использование товара. При оценке долговечности товара следует учитывать его назначение и обращать внимание на сроки его физического и морального износа.

Ремонтопригодность товара – важнейшая характеристика товара, связан-ная с возможностью предупреждения и обнаружения причин возникновения его отказов, повреждений и устранения их последствий путем проведения тех-нического обслуживания и ремонтов. Ремонтопригодность товара отражает уровень будущих (после приобретения) в период его эксплуатации затрат по-требителя на восстановление работоспособности вышедшего из строя продукта. Чем меньше забот и затрат потребитель будет иметь при использовании товара, чем выше уровень до- и послепродажного обслуживания, тем выше для потре-бителя уровень ремонтопригодности товара.

Существенным свойством товара, которое также может определять его до-полнительные возможности, является безопасность товара. Это свойство товара отражает недопустимость ситуаций, опасных для людей и окружающей среды. Например, защита от поражения электрическим током при использовании элек-троприборов или утилизация отходов, имеющих место при использовании про-дуктов питания и промышленных товаров.

Таким образом, цена надежности как комплексной характеристики товара в процессе его использования выступает важным фактором дополнительных воз-можностей товара. С одной стороны, она отражает уровень вероятности нор-мального функционирования товара, а с другой , - уровень затрат потребителя не только при приобретении товара, но и, что, как правило, важнее, при исполь-зовании товара в течении определенного периода времени.

Дизайн товара является перспективным способом дифференциации товара и услуг предприятия или организации. Он характеризует внешний вид и функции товара, которые предназначены для удовлетворения конкретной потребности покупателя. Следует иметь в виду, что дизайн создается не на стадии подготов-ки товара к продаже. Он формируется на всех стадиях жизненного цикла изде-лия и товара. Уже на стадии разработки товара, при осуществлении маркетин-говых исследований, определении назначения товара определяются внешний вид товара, характеристики его функциональности, экологичности и эстетично-сти. Также на стадии разработки товара учитываются требования покупателя к виду и функциям товара. Хороший дизайн обеспечивает привлекательность то-вара для потребителя, способствует росту объема продаж и имиджу фирмы, а также снижению затрат при производстве и распределении товара. Например, компания Broun считает, что хороший дизайн является инновационным, увели-чивает полезность продукта, повышает его эстетику, отражает логическую структуру продукта (его форма соответствует назначению), ненавязчив, честен, не боится испытания временем, последователен в деталях, экологичен, мини-мизирован. При разработке дизайна каждая фирма должна ориентироваться не только на основные принципы формирования дизайна, но и на возможности фирмы и иерархию потребителей, которым предлагается или будет предлагать-ся конкретный товар.

На практике нередки случаи, когда дифференцирование товара за счет рас-ширения диапазона его физических свойств и качеств затруднено. В таких си-туациях используют дифференциацию услуг, т.е. увеличивают количество и улучшают качество сопровождающих товар услуг. Основными показателями, которые могут определять уровень дифференцирования услуг, могут быть про-стота оформления заказа, доставки, установки товара, обучение и консультиро-вание покупателей и потребителей, обслуживание и ремонт.

Кроме рассмотренных способов создания фирмой конкурентных преиму-ществ и формирования привлекательности товара на рынке могут быть и такие, как дифференцирование персонала, дифференцирование каналов распределе-ния, дифференцирование имиджа.

Диверсификация товара занимает особое место в товарной политике фир-мы. Эта стратегия применяется, когда фирма начинает производить дополни-тельные товары, которые планируется предложить на новые рынки сбыта. Ди-версификация выступает как эффективное средство для обеспечения роста ус-тойчивости деятельности фирмы. С помощью диверсификации фирма может получить хорошие результаты по возрождению оборота и прибыли благодаря новым товарным предложениям для новых рынков, что в конечном счете спо-собствует, кроме всего прочего, эффективной политике по снижению предпри-нимательского риска.

При проведении диверсификации возможно изменение как товара, так и рынков или их комбинации. Для определения стратегических альтернатив при поиске способов освоения целевых рынков используется матрица ’’товар – ры-нок’’, предложенная И.Ансоффом в 1966г. (табл.1). Как видно, возможны че-тыре базовые стратегии освоения источников роста преимуществ фирмы: про-никновение на рынок; развитие товара; развитие рынка и диверсификация.

Таблица 1

Альтернативные стратегии освоения источников

роста преимуществ фирмы

Товары Рынки

Существующие Новые

Существую-щие Проникновение на ры-нок:

Интенсификация сбыта

поиск новых покупателей

вытеснение конкурентов

развитие (расширение) сферы потребления това-ра

Развитие рынка:

новые рынки

новые регионы сбыта

международные рынки

создание новых областей использования товара

Новые Развитие товара:

разработка новых това-ров собственными сила-ми

развитие контрактов

лицензии


обмен продуктами

Диверсификация:

Горизонтальная

Вертикальная

Концентрическая

Диверсификация позволяет устранять отклонения между текущими и стра-тегическими показателями объема продаж и дохода. Устранение достигается введением нового товара на существующие рынки, что обеспечивает закрытие одного из видов стратегического “люка” (рис. 3) и устойчивое положение пред-приятия в конкурентной среде.

Доход/ Диверсификация

оборот


Планируемые

показатели Развитие товара

деятельности Стратегический

“люк”


Развитие рынка

Проникновение на

рынок

Текущие показатели деятельности без дополнительных



0 Годы мероприятий

Рис. 3. Освоение стратегического “люка” с помощью стратегий матрицы

“товар – рынок”.

Диверсификация товара осуществляется компаниями, которые располага-ют достаточно развитой сетью бизнес- коммуникаций и обладают необходи-мыми потенциалом и деловыми способностями по освоению новых произ-водств и новых товаров.

Различают три типа диверсификации: горизонтальная, вертикальная и кон-центрическая.

Горизонтальная диверсификация означает производство таких новых това-ров, которые настолько близки по производственно- техническим, снабженче-ским и сбытовым условиям производства существующих товаров, что возмож-но использование существующих сырья и материала, персонала, каналов и свя-зей на рынке. Например, Сбербанк России расширяет ассортимент своих услуг путем введения услуги по страхованию; ОАО “Комбинат им. Степана Разина” предлагает производство воды, лимонада и других прохладительных напитков.

Вертикальная диверсификация означает увеличение глубины товарной про-граммы как в направлении сбыта товаров существующего производства, так и в направлении сбыта сырья и средств производства, являющихся составной ча-стью товаров, которые фирма производит в настоящее время. Например, мага-зин, специализирующийся на продаже мясных продуктов, поддерживает произ-водство по селекции и выращиванию скота; фирма по производству компьюте-ров открывает производство по изготовлению спутниковых антенн для телеви-зионных приемников.

Концентрическая диверсификация предполагает производство новых това-ров, которые для предприятия являются совершенно новыми и не имеют техни-ческого и коммерческого отношения к продукции, которую производит фирма в настоящее время. Например, автомобильное предприятие покупает предпри-ниматель крупного завода по изготовлению электрических приборов для до-машнего хозяйства; крупное сталеплавильное предприятие покупает завод, ко-торый изготавливает изделия компьютерной техники.

На практике диверсификация реализуется с помощью не только развития продукта, но и приобретения лицензий, покупки предприятий, кооперации (на-пример, создание совместных предприятий) (рис.4).

Каждый из способов диверсификации имеет свои достоинства и недостатки (табл.2). Выбор конкретного способа диверсификации зависит от различных факторов, среди которых наиболее существенными являются наличие финансо-вых средств и определенного имиджа предприятия среди рыночных субъектов, бизнес- партнеров, а также срок, за который фирма желает осуществить дивер-сификацию. Если предприятие не имеет возможности ждать, то при наличии достаточных финансовых средств оно может приобрести функционирующую фирму. Если установлено, что усиление позиций на рынке возможно только благодаря кооперированию, то вполне реально создание совместного предпри-ятия. Следует иметь в виду, что развитие товара, как правило, связано с риском и длится более продолжительное время.

Таблица 2

Достоинства и недостатки различных способов диверсификации

Факторы Способы диверсификации

Развитие товара Покупка лицензий Покупка предприятий Кооперация

Объем необхо-димых инвести-ций

Высокий


Отсутст-вует

Высокий Высокий, за-висит от мощ-ности пред-приятия

Скорость реали-зации Малая Большая Большая Различная

Риск Большой Незначи-тельный Различный Различный

Зависимость от бизнес- партнера

Отсутст-вует

Большая

Отсутствует

Большая

Возможность по-лучения прибыли



Большая Незначи-тельная

Большая


Средняя

Затраты Высокие Неболь-шие Различные Небольшие



Однако часто такой способ диверсификации, как разработка, развитие то-вара, является единственно возможным, особенно когда разрабатывается абсо-лютно новый товар. Это целесообразно, когда ставится цель достижения пре-имуществ перед имеющимися конкурентами или их опережения.

Рис. 4. Способы проведения диверсификации.

Поділіться з Вашими друзьями:


База даних захищена авторським правом ©uchika.in.ua 2019
звернутися до адміністрації

    Головна сторінка